Развлечения «Иван-да-Марья», дуэт: «Не надо опускать русскую гармонь ниже плинтуса!»

«Иван-да-Марья», дуэт: «Не надо опускать русскую гармонь ниже плинтуса!»

Этот замечательный дуэт появился всего около года назад. И как нельзя кстати. Заметьте, в российском шоу-бизнесе осталось так мало исполнителей с обычными русскими именами и фамилиями. Iowa, Quest Pistols, Hi-Fi, 5sta Family, Uma2rmaH, SereBro, Банд’эрос… Несведущий человек даже не поймет, что это названия музыкальных коллективов. А тут такой прекрасный дуэт с душевным названием «Иван-да-Марья»! Легко ли выживать ему среди коллег, работающих на западный манер? Об этом мы и поговорили с ребятами из группы «Иван-да-Марья» Павлом Ухановым и Екатериной Лещевой.

– Ребята, почему же «Иван-да-Марья», а не «Павел-да-Катерина»?

Павел: Когда слышишь исконно русские имена Иван и Марья, то сразу понимаешь, о чем это. Это значит, что мы не будем петь чисто эстрадные вещи, а прозвучит нечто с элементами фольклора.

– А бывает, что люди или журналисты путаются и обращаются к вам, именуя Иваном и Марьей?

Катерина: Именно так чаще всего и случается! (Смеются.) Где бы мы ни были – на сцене или на интервью с журналистами – к нам обращаются, называя Иваном и Марьей.

– Значит вы сами считаете, что ваш репертуар – это продолжение традиций русской народной песни?

Катерина: Да, но все-таки мы живем в 21 веке, поэтому в своем творчестве смешиваем русский фольклор с современными трендами в музыке.

– Кто для вас пишет? Участвуете ли в этом процессе сами?

Павел: Мы участвуем в создании аранжировок, а тексты для нас пишут такие авторы как Тарас Демчук и Ким Брейтбург. Также у нас есть одна забойная песня Екатерины Шемякиной, которая недавно участвовала в шоу «Голос». Мы за нее болели!

– Как вы думаете, кто из отечественных или западных исполнителей или дуэтов близок к вам по музыкальному стилю, по манере исполнения?

Павел: У меня есть, с кого брать пример. Это мой бывший педагог и композитор Евгений Петрович Дербенко. Несмотря на то, что учеба осталась позади, мы с ним по-прежнему часто встречаемся, и каждый раз при встрече он обязательно вручает мне кипу своих свежих произведений. Я на их основе пытаюсь делать такие же обыгрыши в наших песнях. Но это не копирование или цитирование, просто я у него учусь. А еще мы сотрудничаем с дуэтом «Баян MIX», в прошлом году записали с ними песню «Черно-белые клавиши». После этого нас приглашали в эфир передачи «Смеяться разрешается» на канал «Россия».

Катерина: Мне нравится творчество Пелагеи, потому что она тоже смешивает фольклор с современностью. «Любэ» люблю! Из западных исполнителей мне мало кто нравится. Учась в колледже, я их еще слушала, но год назад учеба завершилась. Чем больше я занимаюсь русской музыкой, тем меньше меня интересует западная.

– Как вы относитесь к другим самобытным исполнителям, таким как Алексей Архиповский например?

Павел: О, творчество Архиповского для меня из области космоса и фантастики, это очень талантливый исполнитель! Сегодня сложно придумать что-то новое. Поэтому многие занимаются банальным копированием. У нас много фольклорных коллективов, которые делают аранжировки и поют ту же «Калинку-малинку». Получается безвкусно и неинтересно. Людям, которые приходят на музыкальные мероприятия в здравом уме и на здравых ногах, это режет слух. Здесь должна быть очень правильная и тонкая грань. Архиповский в своих пьесах и обработках эту грань нашел.

– Ребята, знаю, что вы оба уже успели сняться в кинофильмах и даже сериалах. Почему вы дальше не стали заниматься кинокарьерой?

Катерина: Я могу сказать, что опыт съемок в фильме «Узник старой усадьбы» мне безумно понравился. Тем более, что выдумывать ничего не пришлось: я сыграла привычную для себя роль – роль певицы. Недавно мне предложили новую роль в другом проекте, это значит, что понравилось не только мне, но я как актриса впечатлила кого-то.

Павел: Мне также приходилось во время киносъемок находиться в привычной для себя стихии, поскольку доводилось играть музыкантов – гармонистов, гитаристов и прочих. Год назад один театр предложил мне роль, даже прислали сценарий. Но, к сожалению, я это предложение проворонил из-за вереницы концертов: у меня в тот момент не нашлось времени, чтобы выучить роль и ездить на пробы. А когда я освободился, мне уже нашли замену. Если честно, было очень жаль...

– Важно ли человеку, мечтающему петь и играть для многомиллионной аудитории, иметь музыкальное образование?

Катерина: Да, музыкальное образование делает человека более грамотным, хотя по сути дальнейшего старта не дает. Есть куча примеров, когда люди, не учась в музыкальной школе и не имея никакого высшего образования, поднимались на музыкальный олимп. Но, в любом случае, если ты занимаешься музыкой, живешь ею, то наличие диплома тебе не помешает.

Павел: Я считаю, что образование у музыканта обязательно должно быть! Возьмем к примеру Игоря Растеряева. Он научился играть на гармонике, но не ставит перед собой цель повышать мастерство исполнения на инструменте, потому что удовлетворен своей «самобытностью». Но лично мне, человеку с высшим образованием на гармони, обидно слышать, как гармонь, которая за последние 20 лет добилась больших высот (с нею можно участвовать в международных конкурсах, выступать в большом зале консерватории, играть с симфоническим оркестрами и т.д.), опускают ниже плинтуса. Да, у Растеряева хорошие тексты, но его губит недомузыкальное образование. Возможно, потому его и не слышно сегодня, хотя поначалу интерес к артисту был.

– Сколько у вас клипов?

Катерина: Пока только два клипа, на песни «Черно-белые клавиши» и «Москва-река». Они выходили в эфирах Муз-ТВ, RU-ТВ, Шансон-ТВ, а также на специальных каналах YouTube. Периодически мне звонят родственники из других городов и сообщают, что видят наши клипы даже на местных каналах.

– Кто работает над вашим сценическим имиджем? Большой ли у вас гардероб?

Катерина: Нашим сценическим имиджем занимается целая команда. Что касается гардероба, то мы чаще меняем не одежку, а гармошки! (Смеется.)

Павел: Да, у меня около 20 гармошек, поэтому я всегда могу выбрать ту, которая наиболее удачно подойдет к той или иной одежке!

– В вашей коллекции ведь больше гармошек, чем вы берете с собой на концерты?

Павел: У меня очень большая коллекция инструментов, и она периодически пополняется. Что-то заказываю, что-то покупаю по объявлениям. Так, свою последнюю гармошку я нашел на популярном в стране сайте объявлений. Это сегодня в России делают 2-3 вида гармошек, а раньше их было больше 20 видов!

– Как вы поняли, что ваш инструмент гармонь, а не гитара например?

Павел: Мне в этом помогли два человека. Первый – моя бабушка, которая вообще пошла за велосипедом. В магазине велосипеда не оказалось, зато по дороге бабушка встретила мужичка, который так залихватски наяривал на гармошке, что она ее у него купила. Решила: внука три, кто-нибудь из них да заинтересуется. Я увидел гармошку первым, схватил ее быстрее всех, и она стала моей. На ту пору мне было четыре года. Второй человек, который продолжил мой путь к гармони, – мой педагог Евгений Петрович Дербенко. Это он привил любовь к инструменту. Несмотря на то, что я занимался музыкой, отношение к инструменту до Дербенко у меня было разгильдяйским, я даже на какое-то время забросил его. И только после встречи с Дербенко понял, что гармоника – это инструмент и для ребёнка, и для молодого человека, что он очень интересный и даже современный.

– В Интернете про вас написано: «разработчик уникальной многотембровой гармони». Что это за инструмент такой и оценен ли он по достоинству вашими коллегами?

Павел: Оценен. Я очень плотно сотрудничаю с крупнейшей фабрикой по производству гармоней, баянов и аккордеонов «Тульская гармонь». В 2004 году по моему заказу ведущие фабричные мастера изготовили первую мою многотембровую гармонь. А в 2010-ом вышла вторая, модернизированная ее модель, также по моему заказу. На новой гармонике 14 тембров, как будто 14 гармошек в одной. С этим инструментом я сдавал свой выпускной экзамен, играл Токкату и фугу Баха. И это звучало не как пародия, а как серьезное исполнение на маленьком органчике.

– Катерина, а вы расскажите о своих первых музыкальных шагах?

Катерина: Мысль о том, что вокалом со мной придется заниматься серьезно, пришла моим родителям после одной интересной истории. Когда меня в 3-летнем возрасте крестили, в церкви пел хор. Батюшка окунул меня в святую воду, и вместо того, чтобы расплакаться, я запела.

– У вас уже были сольные концерты? Или все еще впереди?

Павел: Полноценного сольного концерта у нас еще не было, но в ближайшее время мы планируем его устроить.

Катерина: Тем не менее, любое наше выступление длится около 40 минут, а это практически мини-концерт. Не так давно мы выступали на дне рождения одного из городов России. Первое отделение отработали мы, второе – группа «Белый орел».

– Кто ваша аудитория? Кто приходит на вас посмотреть и послушать, как вы поете?

Катерина: Понятно, что наши сверстники пока не слушают русскую народную музыку. А вот люди старшего возраста с удовольствием нас слушают. Так что наша аудитория – это контингент от 30 лет и выше.

Павел: Я не согласен. У меня много знакомых в разных городах, которые учатся играть на гармошке, хотя сами не музыканты. И их возраст от 15 лет. Я это говорю к тому, что все-таки в последнее время даже молодые люди стали больше интересоваться народной музыкой, народной песней и вообще всем русским.

Катерина: Патриотизм в последнее время зашкаливает, потому и появился спрос на русское народное творчество.

– А как вы относитесь к заказным мероприятиям? Не чураетесь их?

Катерина: Вовсе нет. И нас частенько на них приглашают.

Павел: Недавно я ехал, вернее, стоял в пробке и слушал интервью с Сергеем Светлаковым. Он рассказывал, что частенько работает ведущим на корпоративах и свадьбах, и признавался, что это не требует очень тщательной подготовки, но и истощает эмоционально. Нам проще, мы на мероприятиях не «тамадим»: приехали, людей повеселили, потанцевали с ними и уехали!

– Как часто вы выступаете в родных городах? Я так понимаю, что вы гвозди программы в каждый день рождения города Ноябрьска, откуда родом Катя?

Катерина: Да, мы туда летали уже раза три! Мой город действительно является поклонником нашей группы и следит за нашим развитием.

Павел: А я пока только жду приглашения от своего города.

– Вы из разных городов, как же вас свела судьба в творческий дуэт?

Катерина: Сначала появилась я, меня отыскал продюсер Евгений Иосифович Фридлянд благодаря проекту Аллы Пугачевой «Фактор А». Мне позвонили, я пришла, и началась работа. До Паши пробовался другой гармонист. Но так сложилось, что с ним не сложилось. (Улыбается.) Чуть позже, через месяц-два я познакомилась с Павлом, которого наш продюсерский центр нашел очень быстро. Благо, профессиональных исполнителей на гармони найти не сложно: их мало. Так что работаем вместе уже два года.

– Легко вам работать вместе? Как разрешаете конфликты?

Павел: Для меня работа в коллективе не в новинку – я много выступал с большими оркестрами. Но стоять на сцене вдвоем с красивой девушкой раньше не доводилось. Должен признаться, что мы очень быстро сработались и пока ни разу не ссорились. Наверное, мы умеем уступать друг другу. Я расскажу вам одну хитрость, только не говорите Кате. (Смеется.) Однажды, когда мы репетировали песню «Черно-белые клавиши», я предложил Кате чуть-чуть изменить тональность, чтобы мне было удобнее играть на гармони. Но она ответила, что тогда ей будет сложнее петь. Я согласился с ней, а сам, на свой страх и риск, тональность все-таки изменил. Перед выходом на сцену я ужасно волновался, но, к счастью, все прошло прекрасно – Катя этого даже не заметила! Кстати, она до сих пор этого не знает, так что, тссс!

Катерина: С Пашей мы сработались на удивление очень быстро. И хотя мы оба стараемся идти на уступки друг другу, но он, как настоящий мужчина, делает это чаще. Правда, иногда он хитрит, конечно. Например, когда мы разучивали нашу песню про клавиши, он спросил, можем ли мы изменить тональность, чтобы ему было удобнее играть, но тогда пришлось бы петь чуть выше, а это показалось мне сложнее, и мы решили не менять. Но он все равно играет ее на полтона выше, а я делаю вид, что не замечаю. Только вы ему не говорите, пожалуйста!

– Ребят, об участии в Евровидении не подумываете?

Катерина: Да подумывали уже! В 2013 году даже подавали заявку, но за нас поехали сестры Толмачевы.

– Тем не менее, еще попытки будете предпринимать?

Катерина: Будем, конечно! И я уверена, что мы еще туда попадем! Мировая обстановка сама велит: пора всех этих Кончит убирать! (Смеется.)

– Музыка музыкой, но чем вы заниматься в свободное от работы и музыки время?

Катерина: Мне нравится вышивать бисером, я занимаюсь спортом, йогой, танцую... Кроме того, я преподаю вокал детишкам, это мое самое любимое занятие!

Павел: Все мои дополнительные занятия по жизни также связаны с музыкой. Например, недавно я выпустил первую профессиональную видеошколу игры на гармонике. Эти диски сегодня продаются в некоторых магазинах. И так же, как Катя, я преподаю, мой педагогический стаж уже больше десяти лет! Грубо говоря, как только сам научился играть, так и стал преподавать. У меня большой класс гармонистов в местном Доме творчества, и даже есть свой ансамбль гармонистов. Мы часто участвуем в различных конкурсах в Москве и не только. И побеждаем!

«Иван-да-Марья» – это творческий дуэт, работающий в уникальном стиле смешения жанров и культур, музыкального фьюжена.
Катерина Лещева – финалистка проекта «Фактор А» 2012 года (второе место). Родилась 15 июня 1995 года в пос. Вынгапуровский г. Ноябрьск Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области. Училась в эстрадно-джазовой студии «Гармония» (г. Ноябрьск). За время творческой деятельности стала обладательницей Гран-при регионального конкурса-фестиваля «Полярная звезда» (г. Салехард), лауреат первой степени фестивалей «Открытая Россия» (г. Сочи), «Надежды Европы» (г. Сочи), «Кинотаврик» (г. Сочи), «Северное сияние» (г. Ноябрьск). В марте 2010 года приехала в г. Москва, где в июне 2010 года закончила девятый класс, после чего успешно сдала вступительные экзамены в Государственный колледж эстрадно-джазового искусства им. Гнесиных, отделение эстрадного пения, в котором обучается по нынешнее время. Снялась в одной из главной ролей в романтической комедии «Узник старой усадьбы» (2013, полный метр) вместе с Ксенией Лавровой-Глинкой и Сергеем Шнуровым.
Павел Уханов родился в 1986 году в г. Волгограде. Окончил Орловское музыкальное училище и Государственный Музыкально-Педагогический Институт им. М. М. Ипполитова-Иванова по классу гармони. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей, стипендиат Министерства культуры РФ, фонда «Русское исполнительское искусство» и международного благотворительного фонда В. Спивакова, лицо фабрики «Тульская гармонь», разработчик уникальной многотембровой гармони, способной звучать как орган, фагот, кларнет. Снимался в сериалах «Адъютанты любви», «Любовь как любовь», «Час Волкова», постоянный гость телепередачи «Играй, гармонь!». В свои годы Павел уже выступал на лучших площадках страны от Большого зала Московской консерватории и Государственного концертного зала им. Чайковского до Концертного зала Администрации Президента и Государственной Думы России. География его выступлений охватывает не только города России, Белоруссии, Украины, но и Англии, Франции, Италии, Японии, Германии, Польши, Болгарии и др.

Фото: Фото пресс-службы группы

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
Красавицы из Гонконга жаждут любви. Как журналист MSK1.RU перехитрил аферистку из Китая — разбираем мошенническую схему
Никита Путятин
Корреспондент MSK1.RU
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья, переехавшая в Калининград, увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления