Мама будущей десятиклассницы из Ярославля Мария обратилась к главе департамента образования Ирине Лободе с просьбой изменить систему набора в 10-е классы. Ее письмо оказалось в редакции 76.RU.
— Из-за ситуации в школах дети, даже если и отличники, хорошо сдали ОГЭ, могут остаться без места или ездить в другую часть города. В своей школе уже учителя знают, сверстники свои и так далее, — пишет родительница.
Мария просит департамент образования рассмотреть преимущество поступления в школу тех детей, которые в ней учились, а уже потом школьников из других учебных учреждений.
Что происходит в школах сейчас
После 2019 года девятиклассникам стало сложнее оставаться учиться в своей же школе. Дело в том, что учебные учреждения теперь сами решают, как набирать школьников в 10-е классы. Многие применяют рейтинговую систему с коэффициентами.
Как именно будет проходить набор, с рейтингом, испытаниями или свободно, сообщают на сайтах школ. В центральных учреждениях, гимназиях и Провинциальном колледже смотрят на балл аттестата, общие баллы ОГЭ и могут добавить дополнительные баллы за углубленные классы. Призеры областных и всероссийских олимпиад проходят вне конкурса. Но, так как по разным предметам на ОГЭ можно набрать разный максимальный балл, для сравнения школьников используются коэффициенты. Преподаватели высчитывают общие показатели по специальной формуле.
Такие системы практически повсеместно используют в центральных школах, которые считаются лучшими в городе. Постепенно их начали внедрять и в спальных районах, из-за чего дочери Марии едва не отказали в поступлении в школе по месту жительства.
— Это проблема всех школ, у нас обычная, без уклона, а рядом есть лицей, — рассказала ярославна. — Лишают детей образования!
По словам ярославны, на это жалуются многие ее знакомые родители из Заволжского и Красноперекопского районов.
«У вас никаких преимуществ»
Мария предлагает оставить коэффициенты для поступления в свою же школу. Кроме того, по мнению мамы, когда лицеисты идут в обычную школу, их нужно допускать к набору на общих основаниях.
— Например, лицей. Они учатся, и у них баллы ОГЭ умножаются на определенный коэффициент, то есть этот коэффициент должен использоваться только в лицей. Если обычный лицеист идет в нашу школу, то он должен идти без умножений баллов. Вот мы сегодня разговаривали с мамой лицеистки-девочки, она ведь так и сказала: «Да, ведь это неправильно, у вас никаких преимуществ, а мы идем. Те дети, которые не нужны там, в лицее, они идут в ваши школы», — предлагает Мария.
По ее мнению, средний балл аттестата — более эффективный способ отбора.
— Получается, если мы в своей школе, даже если сдали на пятерки ОГЭ, а в лицее даже на четверки, то у них добавился коэффициент и они поступают по рейтингу быстрее в нашу школу. Проблема вся в том, что у нас вот этот рейтинг. Рейтинг должен быть в своей школе между своими учениками, и должны в первую очередь поступать свои. Но если вы хотите использовать свой же коэффициент, то тогда он должен использоваться при поступлении в свой же лицей. В лицее ты заслужил этот коэффициент, там его и используй, — добавила Мария. — Раньше, например, принимали по среднему баллу аттестата, у моего ребенка 4,8 — практически близко к пятерке. То лицеист, который проходит в нашу школу, у него дотягивает еле-еле до 4,3 и 4,5.
Что говорят в департаменте образования
Чиновники на запрос редакции сообщили, что нехватки мест в 10-е классы в школах нет.
— При поступлении в 10-й класс правила приема каждая образовательная организация устанавливает самостоятельно. Школа может установить индивидуальный отбор в профильные классы или принимать без отбора, — напомнили в департаменте. — Для желающих продолжать обучение в 10-м классе мест в школах достаточно. Преимущественного права (по прописке или по желанию продолжить обучение в той школе, где обучался ранее) не предусмотрено.
Обучающиеся, не прошедшие индивидуальный отбор, имеют право принять участие в дополнительном индивидуальном отборе.
— Дополнительный отбор начнется 7 августа в случае наличия свободных мест в установленные образовательной организацией сроки в том же порядке, что и индивидуальный отбор, проводившийся в первоначальные сроки, — рассказали в депобре. — Обучающиеся, не прошедшие индивидуальный отбор и дополнительный индивидуальный отбор для профильного обучения, имеют право продолжить обучение в классах универсального профиля, сформированных без проведения индивидуального отбора.
Пока в Ярославле люди борются за места в классах, в области закрывают школы из-за нехватки учеников. Ранее мы писали историю из Ростовского района, там одно из учебных заведений посещали всего 11 учеников.