В Ярославле в месте, где проспект Ленина пересекается с Угличской улицей, есть пятиэтажка, притягивающая взгляды. Прогуливаясь мимо, сложно не засмотреться на гигантские панорамные окна надстроенного шестого этажа. Многие слышали, что за ними находятся художественные студии. Проходишь мимо, глазеешь и думаешь: «Интересно, а как там — внутри, в этом художественном мирке под самой крышей?»
Пестрый мир художников открывается не сразу: снаружи обычная домофонная дверь, стандартный подъезд пятиэтажки. Наверху — длиннющий коридор гостиничного типа. Одна из дверей открыта, там нас ждут.
При входе в мастерскую — огромное комнатное дерево, чучело тетерева, измазанное краской, и старые советские коньки, свисающие с гвоздика над дверью. В помещении — бархатный антикварный диван, восточные вазы, лампадки, картины... И панорамный вид из окна.
— Для меня, как для любого художника, важны все эти вещи. Я обустраивал пространство последние 20 лет. Каждую весну увожу на дачу ненужные, казалось бы, предметы. А когда возвращаюсь в студию, они мне сразу требуются, — смеется художник Евгений Варначёв. Он — владелец этой студии. — Провожу в мастерской практически всё свое время. Прихожу часов в девять утра, ухожу под ночь. Часто сюда приходят мои ученики. Стараюсь быть для них популяризатором искусства.
Художник присел на одно из раритетных кресел и огляделся. Заметил, с каким восторгом мы разглядываем огромные окна.
— Вот вроде хорошо, света много. Только помыть бы их. Из-за планировки это практически невозможно. Я даже подходить не рискую, — улыбнулся Евгений.
Помимо него в мастерских работают еще несколько художников. У каждого отдельное пространство, обособленный мир. Художники общаются, ходят друг к другу и выезжают на пленэры.
Жильцы пятиэтажки на необычное соседство никак не реагируют, в гости не заходят. Раньше, правда, бывало, грешили на художников из-за сломанного домофона. Ходят, мол, таскают свои картины туда-сюда, доводчик портят. Но теперь у соседей повода поворчать почти и нет — не так часто теперь носят туда-сюда картины.
— Раньше картины быстрее уходили, люди чаще покупали. А сейчас копятся. Мы, художники, вроде как есть, а вроде и нет.
Звучит немного грустно. Но в самой студии — так хорошо! Смотрите, как выглядит изнутри знаменитая мастерская.
Евгений Михайлович Варначёв — ярославский живописец и педагог. Родился 18 июля 1951 года в Ярославле. С детства занимался в изостудии. Позже учился в Ярославском художественном училище. В 1998-м вступил в Союз художников России. Ежегодно участвует в выставках областного, регионального, всероссийского и международного уровня. Член Международной ассоциации изобразительных искусств АИАП ЮНЕСКО, дипломант Союза художников России. Произведения Евгения Варначёва находятся в коллекции Ярославского художественного музея, во многих частных коллекциях в России и за рубежом (Германия, Польша, Португалия, Франция, США, Япония).