Лихие 90-е оставили след в истории России. Про бандитов до сих пор снимают сериалы и кино. Вот только протеже киношных «братков» были куда жестче. В цикле материалов «История ОПГ» 76.RU рассказывает, какими были реальные группировки из Ярославля.
Стоит оговориться, мы выпускали большой текст про Ярославль лихих 90-х. В нем собраны ключевые персонажи бандитского Ярославля и истории местных ОПГ, гремевшие в прошлом на всю Россию. В новом выпуске рубрики — безжалостная банда Боровкова.
От махинаций до убийств
В конце 90-х преступный мир Ярославля практически иссяк: основные авторитеты были убиты, кто-то перешел в бизнес. Мелкие группировки начали действовать хаотично. Зачастую — с особой жестокостью.
С 1997 по 1998 год в Ярославской области бесчинствовала банда черных риелторов. За полтора года группировка жестоко убила 15 человек ради недвижимости. Главарем группировки был ярославец Александр Боровков. В прошлом Боровкова были махинации с недвижимостью и срок.
После освобождения Александр с сообщниками Василием Шивкоплясом, Александром Голотиным, Андреем Малаховым, Сергеем Ратехиным и Михаилом Ляшенко открыли в Дзержинском районе риелторскую контору. Группировка «подбирала» одиноких клиентов, у которых были квартиры. Каждого из них вывозили в деревню Белавино и нещадно избивали, пока те не соглашались обменять городскую квартиру на дом в захолустье.
— Когда мы собрались, стали обсуждать, чем заниматься и как зарабатывать на жизнь. Так как все ранее судимые, поэтому, как я сказал, решили заниматься квартирами, — позже объяснял Боровков на допросе. — Я сказал, что я займусь оформлением документов, Ляшенко стал подделывать, менять фотографии в паспортах. Шивкопляс и Голотин — просто помощники.
Помощниками Боровков называл тех, кто убивает и избавляется от тел.
Однажды подельники Боровкова «перестарались» и забили клиента до смерти. Преступники быстро поняли, что убийства гарантируют для них отсутствие свидетелей, и буквально поставили их на поток. От тел избавлялись, закатывая их в бетон.
Убили священника
Банда Боровкова безнаказанно убивала людей и переписывала на себя их квартиры. Это продолжалось до расправы над батюшкой Дмитрием Растягаевым.
Иеромонах старообрядческой церкви собирался уезжать из Ярославля. Перед переездом Дмитрий хотел продать квартиру и обратился в подставное бюро Боровкова. Священника банда не пожалела. Батюшку избили, задушили, а от тела избавились привычным способом — закатали в бетон.
— Никто не хотел с ним (со священником. — Прим. ред.) связываться. Все отговаривали. А он (Боровков. — Прим. ред.) всем говорил, что он сектант, старовер, православную веру не признает. В общем, плохой человек и никому не нужен, — рассказал позже один из участников банды на допросе.
Отличие заключалось лишь в том, что Дмитрий Растягаев не был одинок, как предыдущие жертвы банды. После внезапного исчезновения батюшку стали искать.
«Его принялись искать знакомые, выявились другие пропавшие люди, посыпались заявления в милицию. В сентябре 1998 года областная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 105 УК РФ, а ее сотрудники вместе с работниками управления уголовного розыска УВД создали специальную оперативную группу. Она-то и задержала через некоторое время всех шестерых участников преступного сообщества», — сообщала газета «Труд».
В суд возили с мешками на голове
Первое время на допросах члены банды отрицали преступления. Потом один раскололся, показал, где они с сообщниками прятали тела жертв.
Расследование и судебное разбирательство тянулись годами. На скамье подсудимых оказались семеро.
«В зал заседаний семерых преступников ввели с тряпичными пакетами на голове. Эта вынужденная мера была предпринята, чтобы оградить преступников от нежелательных выпадов в их адрес и предотвратить побег. Родственников убитых предупредили: процесс будет долгим и эмоции лучше бы сдерживать. Преступники же вели себя достаточно раскованно: похоже, усиленная охрана ничуть не смущала их. Бандиты улыбались, отпускали по ходу заседания комментарии, шутили», — писали в начале 00-х журналисты газеты «Золотое кольцо».
В марте 2003 года суд приговорил к пожизненному лишению свободы Александра Боровкова, Василия Шивкопляса и Александра Голотина. Андрея Малахова и Михаила Ляшенко — к 23 и 22 годам в колонии строгого режима, Сергея Ратехина и Александра Голикова к 6 и 5 годам условно. Получается, Малахов и Ляшенко через несколько лет выйдут на свободу.
Дом в деревне Белаево, в подвале которого людей закатывали в бетон, давно снесен. О следах бойни ничего не напоминает, на участке давно стоит новый коттедж. Спустя четверть века некоторые местные старожилы помнят о бесчинствах банды Боровкова, но говорить о них не желают. Уж больно страшно было.