Снизить давление на бизнес, дать возможность развиваться малому и среднему бизнесу… Сегодня эти слова не произносят ну разве что совсем уж ленивые чиновники. О том, как на самом деле сегодня обстоят дела в этой сфере, мы беседуем с человеком, который защиту интересов предпринимателей сделал собственным бизнесом, с генеральным директором компании «Баланс Аудит» Викторией Бердичевской.
– Итак, вы занимаетесь защитой малого бизнеса…
– Собственно, наша компания занимается главным образом налоговым аудитом. То есть мы помогаем предприятиям и организациям различных сфер деятельности, с одной стороны, оптимизировать налогообложение, с другой – избежать претензий налоговых органов. В том числе в наши функции входит защита интересов компаний в налоговых и судебных органах.
– То есть вы не понаслышке знаете, каково сейчас бизнесу. Так все-таки снижается давление?
– Скорее нет, чем да. Конечно, сейчас отменены внеплановые проверки. Формально их число снизилось, более того, оно регламентируется законом. Но на деле количество проверок не уменьшилось, штрафы даже увеличились – то есть размер штрафов не изменился, но штрафуют больше. А проверяющие настроены таким образом, что нарушения всегда есть, надо только их найти.
– Как вы думаете, в чем причина такого отношения?
– Дело в самой системе взаимоотношений бизнеса и государства. У фискальных органов, в том числе и у налоговых, есть финансовые планы, выполнение которых – едва ли главный пункт, по которому оценивается их работа. Сами налоговики отрицают наличие таких планов, но достаточно взглянуть на их отчеты, публикуемые в открытых источниках, чтобы понять, что это так. А значит, любому проверяющему выгодно начислять штрафы. То есть если он пришел в компанию и ничего не доначислил, то как бы плохо сработал, не принес своему ведомству пользы. Именно поэтому наиболее жестким проверкам подвергаются те фирмы, которые выжили в кризис, нормально работают и действительно платят налоги. Принцип простой: если с вас нечего взять, к вам и не придут. Кстати, по нашим оценкам и оценкам наших коллег, примерно пять процентов проверок проводятся по заказу конкурентов.
– Виктория Олеговна, что вы посоветуете компании, к которой пришла такая проверка?
– Спасать свое дело. Как я уже говорила, если проверка пришла, то налоги, пени, штрафы – и, как правило, немалые – будут начислены. Кроме того отношения, о котором я уже говорила, есть еще несколько факторов. Сейчас налоговики изменили сам подход к таким проверкам. Сначала работает аналитическая служба, которая выявляет и сами предприятия для подобных проверок, и слабые места в их бухгалтерии. Так что инспектор заранее знает и где искать, и сколько примерно он сможет доначислить в казну. С другой стороны, в последние годы резко снизилась квалификация проверяющих. В большинстве случаев они подходят к оценке бухгалтерских документов формально, а ведь, к сожалению, налоговое законодательство далеко не однозначно, и трактовать некоторые его положения в каждом конкретном случае довольно сложно. Я уже не говорю о том, что проверяющие просто не хотят, а иногда в силу низкой квалификации и не могут вникнуть в производственные процессы, в особенности бизнеса. А без этого довольно сложно правильно оценить отчетность. Хочу дать небольшой совет предпринимателям – грамотное поведение во время проведения проверки позволяет снизить сумму доначислений. В сознании предпринимателей до сих пор сидит страх перед налоговым органом. Часто своим поведением руководители предприятий помогают проверяющим в поиске ошибок и сборе доказательств нарушения законодательства. Да и налоговые органы умеют оказать давление, запугивая повторными проверками и уголовным преследованием.
– Как вы думаете, есть ли смысл предпринимателю отстаивать свои интересы, если он не согласен с выводами проверяющих, или это заранее проигранное дело?
– Безусловно, стоит. Для этого есть несколько инструментов. Во-первых, так называемое досудебное урегулирование. То есть руководитель фирмы может обратиться в налоговые органы с жалобой на результаты проверки. Но по нашему опыту это срабатывает только тогда, когда проверяющий уж совсем явно был неправ либо когда при проверке не оказалось каких-либо документов, скажем, подтверждающих расходы или еще каких-либо, и предприниматель представляет их вместе с жалобой. Случаи полной отмены штрафов при досудебном урегулировании споров довольно редки, а вот снизить их в таких случаях можно.
Что касается спорных моментов, то их можно решить только в арбитражном суде. Самому предпринимателю это сделать довольно трудно, а вот квалифицированные аудиторы-практики имеют довольно неплохой шанс на успех. И в случае крупных штрафов потратиться на такого специалиста вполне имеет смысл. Скажем, мы выигрываем примерно половину дел и даже в стопроцентно выигрышных ситуациях предупреждаем клиентов, что полной гарантии нет.
– Почему?
– Надо признать, что квалификация арбитражных судей в последние годы очень выросла, в отличие от судов общей юрисдикции. Они готовы вникать в тонкости бухгалтерии, связанные с особенностями бизнеса. Многие основные положения Налогового кодекса не меняются уже несколько лет. А вот правоприменительная практика меняется довольно стремительно и, как правило, в пользу государства. Так что вчера вы были законопослушным предпринимателем, а сегодня – уже нет, при том же самом бухучете, тех же бухгалтерских документах и т. д. И, кстати, при тех же законах. В этом смысле у нас закон имеет обратную силу. И в этом смысле никакой законопослушный предприниматель ни от чего не гарантирован.
– Виктория Олеговна, а какие еще опасности поджидают наших предпринимателей на их тернистом пути?
– Главные доначисления, как правило, фискальными органами делаются при уплате НДС и налога на прибыль. Это наиболее спорные налоги с точки зрения практики бухучета. Но есть моменты, которые вызывают удивление. Вот, к примеру, вы получили товар от поставщика, с которым работаете много лет. Никаких претензий к нему у вас нет. Естественно, оплата этих поставок – это ваши затраты, которые снижают налог на прибыль. Но через пару лет выяснилось, что фирма-поставщик закрылась, или оформлена на подставное лицо, или имеет еще какие-либо нарушения. В таком случае ваши затраты налоговая служба не примет, а налог на прибыль и НДС с соответствующими штрафами доначислит.
– Но ведь весь мир ведет дела с партнерами по Интернету. Разве у предпринимателя есть возможность досконально проверить поставщика?
– Позиция арбитражных судов такова: тщательнее выбирайте контрагентов. Таким образом, как объясняют чиновники, они борются с фирмами-однодневками. Собственно, это происходит потому, что методов борьбы с самими фирмами-однодневками в арсенале чиновников просто нет. А страдают добропорядочные предприниматели. Таких примеров можно привести множество. На мой взгляд, пора от слов про создание нормального инвестиционного климата переходить к реальной поддержке предпринимателей. В сущности малый и средний бизнес просит очень немногого. Надо просто изменить отношение к нему и перестать видеть в предпринимателе не очень честного человека, с которого можно взять денег. Сейчас пришел новый класс предпринимателей. Они создают рабочие места, они готовы развивать современное производство, они приносят реальную пользу государству. Они готовы, в конце концов, платить все налоги, если перестанут задыхаться под их гнетом и получат нормальные правила, по которым их бизнес должен существовать.