Правительство Ярославской области, взявшее на себя в этом, выборном, году повышенные социальные обязательства, ищет резервы для пополнения бюджета. Одним из них может стать улучшение налогового администрирования и увеличение базы налогообложения, – к такому выводу пришли участники совещания под председательством губернатора области Сергея Вахрукова.
Такая работа уже ведется и дает неплохие результаты. В прошлом году область вошла в двадцатку регионов, достигших, по оценке Минфина, лучших результатов по увеличению налогового потенциала. Особое внимание в работе правительства уделялось увеличению налогового потенциала местных бюджетов за счет инвентаризации земель и улучшения собираемости. В частности, были установлены единые сроки уплаты земельного налога, оптимизировано количество льгот. В результате с начала года в Ярославской области серьезно выросли налоговые поступления как в федеральный, так и в местные бюджеты.
Большую работу налоговики проводят по оптимизации баз данных и приведению их в актуальное состояние. Дело в том, что учет земельных угодий, дач, автомобилей вели главным образом соответствующие ведомства. Часто эти базы вовремя не обновлялись, а если обновлялись, то фискальные органы об этом не знали. В итоге с одной стороны – жалобы граждан, с другой – серьезный недобор налогов в бюджет. Если в областном центре и некоторых городах работа по приведению в порядок базы налогообложения заканчивается, то в целом по области, особенно в отдаленных районах сделать еще предстоит многое.
Чтобы эта работа делалась более эффективно, необходимо выработать механизм взаимодействия органов власти со всеми заинтересованными ведомствами, в том числе и налоговым по идентификации земельных участков. Что касается транспортного налога, здесь, по мнению экспертов, необходимо оптимизировать льготы.
«Количество льгот в России вообще зашкаливает, – говорит бизнес-аналитик Алина Панаева. – На мой взгляд, льготы нужны только там, где они стимулируют экономическое развитие или, к примеру, повышают собираемость налогов. А у нас многие положения давно устарели и не отвечают потребностям сегодняшнего дня».
Пример недобросовестного пользования льготами приводит руководитель управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области Лев Крицков. Он обратил внимание на потенциал сбора налогов с торговых и сетевых организаций. По его мнению, необходимо проверить все договоры, заключенные регионом с сетевыми торговыми центрами. Порой эти организации используют схемы, направленные на минимизацию налогов, например, регистрируют торговые площади на пенсионеров, имеющих налоговые льготы. Подобные уловки надо пресекать, а договоры пересматривать.
«Кроме того, в Ярославской области около 20 организаций в своих отчетных документах показывают серьезные убытки, следовательно, не платят налог на прибыль. С такими организациями нужно проводить совместную работу, чтобы они начали получать прибыль и, соответственно, платить налоги», – предложил Лев Крицков.
Речь, безусловно, идет о крупных предприятиях, а значит о вполне приличных возможных денежных поступлениях. И тут надо разбираться, когда предприятию действительно тяжело, а когда используются схемы ухода от налогов. Кстати, подобные схемы характерны для малого бизнеса. По мнению экспертов для многих предприятий подобное нарушение закона – единственная возможность выжить. По мнению предпринимателя Алексея Травникова, снижение налогов до разумных пределов, помогло бы значительно поднять их собираемость. Он, как и многие другие представители бизнес-сообщества считает, что налоги должны быть такими, чтобы их выгоднее было платить, чем не платить.