Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области возбудило дело в отношении ООО «Коммерческий банк «Ренессанс Капитал» и ООО «Группа Ренессанс Страхование». Банк выдавал потребительские кредиты только при наличии у заемщика страховки, оформленной в аффилированной с ним компании.
Ситуация, вызвавшая недовольство антимонопольщиков, проста и одновременно очень типична для рынка потребительского рынка. Две жительницы Ярославля взяли в банке Ренессанс-кредит займ, но получили на руки сумму, меньшую, чем ожидали. Оказалось, что банк обязал заемщиц приобрести дополнительную услугу по страхованию от рисков, причем у конкретного страховщика – ООО «Группа Ренессанс Страхование». За страхование финансисты удержали у клиентов ни много ни мало – около 40% от суммы выдаваемого кредита. С
Так, согласно жалобам, направленным в УФАС, договоры потребительского кредита были заключены на общую сумму 149600 руб. и 276500 руб. Соответственно плата за страховку составила – 39 600. и 76 500 рублей. «Это могло ущемить интересы гражданок, нарушить их право на выбор и поиск более выгодных условий заключения договора либо право на отказ от услуги добровольного страхования, – считают специалисты антимонопольной службы. – Подобные действия также могли ограничить доступ другим страховым организациям на рынок страховых услуг, негативно отразиться на конкуренции».
Это не первое дело в отношении коммерческого банка «Ренессанс Капитал» и страховой группы «Ренессанс Страхование». Чуть больше месяца назад подобная жалоба уже поступала. В настоящее время она находится на рассмотрении. В соответствии со статьей 14.32 КоАП РФ за подобное нарушение предусмотрена административная ответственность. Если вина финансистов будет доказана, им грозит штраф в размере от 1 до 15% размера суммы выручки. А с учетом того, что нарушения повторяются, сумма не может быть минимальной.
Буквально в октябре этого года В УФАС рассматривались аналогичные дела в отношении ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ООО «СК СтэнсИнвест» и ООО «Дженерали ППФ Страхование жизни».
«Я решила взять кредит на покупку сотового телефона в магазине, – рассказывает ярославна Ирина К. – Уже после того, как мне его одобрили, я среди бумаг, которые менеджер предложил мне подписать, с удивлением увидела свое заявление на оформление страховки от потери работы. А когда я возмутилась, менеджер пояснил, что без такого заявления кредит не дадут. Теперь я вынуждена ежемесячно переплачивать за услугу, которая мне не нужна».
Подобные нарушения довольно типичны, и никакие страхи финансистов не останавливают. Видимо, прибыли от подобных операций куда выше. Причем, как правило, разделение на страховую компанию и банк – только юридическая формальность. На деле же их связывают если не общие учредители и общий бизнес, то уж точно общие финансовые потоки. Все эти шитые белыми нитками: схемы базируются на том, то финансовая грамотность населения в разы ниже, чем потребность того же населения в деньгах. И, видимо, единственной по-настоящему реальной возможностью бороться с подобными нарушениями является как раз повышение финансовой грамотности россиян.