Трагедия с теплоходом «Булгария» заставила чиновников задуматься о безопасности внутреннего туризма вообще и речного туризма в частности. Запрещена эксплуатация судов того же типа и тех же лет постройки, что «Булгария», проводятся массовые проверки всего речного пассажирского флота, разрабатываются законодательные акты, которые позволят свести риски российских путешественников к минимуму. Все эти меры призваны иметь не только сиюминутный, но и долгосрочный эффект. В том числе и экономический.
Во всех городах, раскинувшихся по берегам Волги, речной туризм – одна из неплохих статей дохода. Каждое лето большие и не очень группы туристов ходят с бортов белоснежных лайнеров и отправляются на экскурсии. А заодно покупают сувениры, питаются в местных ресторанах и вообще тратят деньги на территории края. По различным данным, от 30 до 40 процентов «летних» туристов прибывают в Ярославль по реке. Среди иностранных туристов это процент еще выше.
Именно они первыми начали отказываться от уже купленных, заказанных или запланированных круизов в России, как только на лентах новостей мировых агентств появились известия о гибели людей на «Булгарии». В отличие от наших сограждан, которым, как говорится, сам черт не брат, европейцы, а именно они составляют большинство туристов, привыкли чувствовать себя в полной безопасности. Впрочем, ситуация с затонувшим теплоходом выявила столь вопиющие проблемы в отрасли, что отказываться в массовом порядке стали даже безалаберные россияне.
А это значит, что в этом году, да и в ближайшие пару лет доходов недосчитаются ярославские речники и турфирмы, а также музеи, рестораны, производители и продавцы сувениров. Все это в основном представители малого и среднего бизнеса. Без работы останутся экскурсоводы, у которых летний день год кормит. А казна, само собой, недополучит налогов.
«Конечно, речные круизы – это еще не весь въездной туризм, – говорит менеджер турфирмы Владимир Антонов, – но значительная его часть. И финансовые потери мы уже начали ощущать. Но, мне кажется, это только первые сигналы, ведь те, кто успел купить круизы, уже не могут от них отказаться. Более серьезные потери нас ждут в конце июля и в августе. Причем в этом году из-за неспокойной обстановки в арабском мире и массовых забастовок в Европе, мы ожидали довольно значительное увеличение внутреннего туристического потока. Жаль, что этим надеждам не дано сбыться в полной мере».
Но снижение этим летом числа путешествующих по реке россиян – еще далеко не все экономические последствия происшествия на Куйбышевском водохранилище. Осенью этого года Дума примет закон об обязательном страховании транспортных средств. Обсуждается также вопрос об обязательном страховании внутреннего туризма по примеру туризма выездного. Но пока вопросов здесь больше, чем ответов.
Обязательное страхование транспортных средств наподобие ОСАГО – дело, конечно, нужное. Минимальный и максимальный тарифы на этот вид страхования будет определять Правительство РФ Страховщики уже сейчас настаивают, что сумма платежа должна быть увязана с техническим состоянием судна. Дело в том, что состояние отечественного речного флота довольно бедственное и, как утверждают специалисты, по-хорошему техосмотр не пройдет практически ни одно круизное судно. Рентабельность бизнеса составляет до 20 процентов, а то и меньше. Большинство фирм не готовы вкладывать деньги в дорогостоящий ремонт лайнеров и уж тем более строить новые, так тогда цифра рентабельности не только упадет до нуля, но и заберется в отрицательную область. И все же после случая с «Булгарией» придется, а это неминуемо повысит цены на круизы.
Сейчас в зависимости от класса каюты, маршрута и количества включенных услуг путевка стоит от трех до пяти тысяч рублей в сутки, что сопоставимо с хорошей заграничной поездкой или отдыхом на вполне себе престижном курорте. Увеличение цены приведет к резкому снижению спроса на речные круизы.
«Неясно и со страхованием внутреннего туризма, – говорит директор турфирмы Алина Каменева. – На стоимость туров это, конечно, не повлияет. Они если и подорожают, то рублей на 200-300. Но и защитить туристов страховка тоже не сможет. Даже в выездном туризме это не работает. Самый наглядный пример – банкротство одного из крупнейших туроператоров России – Капитал-тура. А уж безопасности туризма такое страхование и вовсе не обеспечит. Я думаю тех, кто потерял свои близких, мало бы утешили совсем незначительные суммы страховых выплат. Надо принимать реальные меры, чтобы туристы чувствовали себя в безопасности, путешествуя по нашей стране. Нужно вкладывать реальные деньги в безопасность. Увеличившийся поток, в том числе и иностранцев, рано или поздно окупит вложения».