Мировые цены на нефть катастрофически падают. В результате стоимость бензина в Америке и Европе снижается вместе с котировками на нефть. Auto.76.ru поинтересовался у экспертов: почему в России все наоборот и при стоимости «черного золота» на уровне 2009 года бензин на заправках Ярославля совсем не дешевеет?
Примерно с конца ноября и в первых числах декабря цены на бензоколонках Ярославля поползли вниз. Снижение небольшое – в среднем всего на 50 копеек за литр или 1,5%. Мелочь, конечно, но факт. Данные Российского топливного союза подтверждают – мизерное снижение цен есть. По данным Benzin-price.ru, в Ярославле сегодня цена АИ-92 в среднем составляет 31,4 рубля, 95-й бензин стоит 34 рубля.
Тем временем, в Европе цены на топливо достигли своего минимума за последние 10 лет. Аналогичные новости поступают из США – по данным телеканала ABC, на днях стоимость галлона (около 3,8 литра) бензина в городе Хоутон в штате Мичиган упала до рекордных 47 центов. Это менее 10 рублей за литр. В других городах Америки также было зафиксировано снижение цен, и с учетом курса доллара литр бензина на некоторых АЗС стоит всего лишь 16–20 рублей.
Почему же в нашей стране не наблюдается прямая зависимость цен на топливо от цены на нефть? «Это многофакторная модель. Во-первых, невозможно продавать товар ниже себестоимости его производства или по той же цене. А производство – это всегда затраты на электричество или другое топливо. Поскольку тарифы на энергоносители, на перевозки и прочие расходы у нас не падают, невозможно снизить и себестоимость производства, – пояснил завкафедрой «Экономика и финансы» Финансового университета при правительстве РФ Виталий Неклюдов. – Это еще хорошо, что бензин хотя бы не дорожает в последние полгода. В условиях кризиса это неплохая тенденция. При том, что покупательная способность потребителей осталась на том же уровне».
Вторая причина, по мнению кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики ЯрГУ имени Демидова Александра Прохорова, в отсутствии конкуренции на топливном рынке. «Конечно, формально названия у всех АЗС разные, но, по сути, это один котел, и все они между собой договариваются об удержании определенной цены. Причем договоренности эти происходят не здесь, не в Ярославле, а в пределах Садового кольца, вполне возможно, кремлевской стены», – уверен экономист.
Ну и, пожалуй, главная, третья, причина в том, что большая часть стоимости топлива – это не только цена его производства, но и различные налоги. «Себестоимость добычи нефти в конечной стоимости литра топлива занимает 5,37%. Еще 9,37% уходит на переработку и транспортировку, 15,68% – маржа при реализации бензина на оптовом рынке. На розничном рынке в стоимость литра топлива заложена отрицательная маржа в 3,75%. Она компенсируется за счет оптовой. Все остальное – налоги, – прокомментировал Ленте.ру исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. – 23,29% в конечной стоимости литра бензина – налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 22,37% – акциз и еще 20,57% – другие налоги, в том числе на добавленную стоимость и прибыль. Таким образом, в стоимости бензина 62,5% – это налоги».
Как видим, от стоимости самой нефти цена бензина зависит очень незначительно. И теперь становится отчасти понятно, почему в стране, добывающей и экспортирующей нефть, такое дорогое топливо. А с учетом недавнего повышения акцизов на бензин логично ожидать, что совсем скоро заправиться станет еще дороже. Акциз на бензин стандарта «Евро-4» повысился примерно на 43%, «Евро-5» – на 36%.