Вчера, 20 августа, Ярославское управление ФАС рассмотрело дело в отношении страховой компании ООО «Росгосстрах». Причина его возбуждения – регулярные жалобы от клиентов на навязывание дополнительных услуг при продаже полисов ОСАГО. В итоге РГС получил многомиллионный штраф.
Дело в отношении самого крупного игрока страхового рынка было возбуждено ярославскими антимонопольщиками еще в мае 2014 года. На тот момент в УФАС поступили сотни обращений от автомобилистов. Все они были недовольны навязыванием страховки жизни и здоровья при заключении договора «автогражданки». По словам водителей, при отказе от дополнительной услуги они получали отказ и в получении полиса ОСАГО под предлогом отсутствия бланков. Кроме того, в базах страховщика зачастую «теряется» информация о коэффициенте бонус-малус, от которого зависит стоимость полиса. Многочисленные предупреждения в адрес РГС с требованием прекратить нарушения игнорировались.
«По итогам вчерашнего рассмотрения дела было установлено, что ярославский филиал ООО "Росгосстрах" нарушил пункты 3 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". Все незаконно полученные деньги от продажи дополнительных страховок придется уплатить в федеральный бюджет. Это 167 млн рублей», – пояснила руководитель пресс-службы УФАС по Ярославской области Елена Безрук.
В дальнейшем при поступлении аналогичных заявлений от клиентов РГС к компании будут применяться штрафные санкции. «За каждый факт, за каждого гражданина, которому будет отказано в заключении договора ОСАГО без полиса "Фортуна-Авто", будем штрафовать. За невыполнение предписания также предусмотрено взыскание – от 300 тыс. рублей за одного человека», – добавил замруководителя ярославского УФАС Михаил Завьялов.
Между тем в руководстве страховой компании отмечают, что обилие претензий связано в первую очередь с тем, что «Росгосстрах» является крупнейшим игроком рынка автострахования. В ярославском регионе его доля составляет более 45%. Кроме того, еще в январе текущего года «Росгосстрах» направил в УФАС письмо, в котором сообщил о внесенных изменениях в свой продукт РГС–Фортуна «Авто».
«Между навязыванием продукта и кросс-продажей очень тонкая грань. Доказать это довольно сложно. Но мы добровольно ввели так называемый "период охлаждения" – это тот срок, в течение которого вы можете отказаться от покупки товара или услуги. В нашей компании это правило действует с декабря 2014 года, – уточнил директор ярославского филиала компании «Росгосстрах» Владимир Пикалов. – Если вы решите, что какая-то услуга вам на самом деле не нужна, вы можете в течение трех дней от нее отказаться и получить полное возмещение уплаченной премии. Разумеется, если за этот период не наступил страховой случай».
Впрочем, антимонопольщики в дополнение к этой информации все же не исключают возможности нарушений со стороны страховщиков и просят в случае навязывания дополнительных продуктов или отказов в продаже полисов письменно обращаться в Ярославское УФАС.