Сегодня «Институт развития стратегических инициатив» опубликовал результаты исследования, посвященного проблеме автомобильных стоянок в центре Ярославля. По данным социологов, идею платной парковки в той или иной степени одобряют порядка 55% ярославцев. Вместе с тем как минимум четверть водителей намерены всячески уклоняться от оплаты стоянок.
Исследование проводилось по заказу мэрии города в феврале–марте текущего года. В ходе первого этапа работы было проведено телефонное анкетирование 400 жителей Ярославля. Причем большая их часть, 60%, – это пешеходы, а 40% – автомобилисты. Точно в такой же пропорции можно разделить и все население города. Любопытно, что ситуацией с парковками на центральных улицах больше всего недовольны именно водители, но именно они же против взимания денег за стоянку в зоне ЮНЕСКО.
«По результатам опроса, против введения платной парковки выступают 30% пешеходов и 43% автомобилистов. Можно предположить, что в случае принятия органами власти решения о платной парковке почти половина водителей будет так или иначе противодействовать этому», – отметил заместитель директора «Института развития стратегических инициатив» Михаил Диунов.
В целом, порядка половины жителей Ярославля, в равной степени пешеходы и автомобилисты, выступают за введение платной парковки в центре города. Но с некоторыми оговорками. Во-первых, 80% опрошенных считают, что необходимо сохранить хотя бы 15-минутный период бесплатной первоначальной парковки. А кто-то требует и целый час. Во-вторых, 60% респондентов за то, чтобы люди, работающие в центре города и паркующие авто на целый день, имели льготы. Однако вместе с тем ярославцы отказывают в праве на льготную парковку сотрудникам правительства области и органов самоуправления. Свою позицию опрошенные граждане мотивируют фразами: «у чиновников и так свои закрытые стоянки есть, зачем им еще льготы», «пусть чиновники сами за свои машины платят».
Между тем решений проблемы парковки в историческом центре не так много. Учитывая, что всего лишь 7% респондентов готовы парковаться за 200–500 метров от места назначения. Как выяснилось, ярославцы предпочитают оставлять машину как можно ближе к нужному адресу. Поэтому бессмысленно строить одну большую перехватывающую парковку в надежде, что водители, оставив машину, пройдут до нужного места пешком.
Ситуацию спасло бы создание сразу нескольких вместительных подземных паркингов, например, в районе Красной или Богоявленской площадей. Но этот вариант имеет серьезные проблемы в своей реализации по целому ряду причин – это и ограничения на строительство в охранной зоне и финансовые затраты. Можно было бы вовсе запретить парковку в центре Ярославля, но это скорее породит массовые нарушения, чем разгрузит наши улицы. Мэрия города решила выбрать нечто среднее – оставить все как есть, но взимать за стоянку деньги. Между тем специалисты ИРСИ настоятельно рекомендуют властям проводить работу над разгрузкой узких улиц исторического центра комплексно, сочетая введение платы со строительством новых стоянок.
По результатам исследования было выявлено, что обширные парковки наиболее необходимы в районе Бутусовского парка, площади Волкова и улицы Андропова. Также чрезвычайно необходима парковка, позволяющая разгрузить улицу Свободы, которая катастрофически забита машинами.
Но как это сделать – непонятно. Напомним, что в Ярославле уже была попытка создать подземную парковку. К 1000-летию города в рамках реконструкции площади Волкова планировалось строительство концертного зала с паркингом в цокольном этаже. И в 2007 году даже были начаты охранные научно-исследовательские раскопки, проводимые Институтом археологии РАН. Однако по требованиям возмущенной общественности и коммунистов от проекта пришлось отказаться.
Помимо самих автомобилистов не очень рады введению платных парковок и сотрудники ГИБДД. По их мнению, стоит готовиться к тому, что все проблемы, связанные с массово припаркованными автомобилями, просто переместятся на участок поблизости.
«Если введут платную парковку в центре города, возможно, это и разгрузит от лишнего транспорта зону ЮНЕСКО. Но тогда водители начнут парковаться на близлежащих улицах. Вот недавний пример – ограничение движения 9 мая. На Красной площади автобус, следующий в Очапки, полчаса не мог развернуться и выехать из-за кем-то брошенной машины, – рассказал заместитель начальника ГИБДД УМВД по Ярославлю Олег Виноградов. – Поэтому вопрос платных парковок неоднозначный. Боюсь, что в итоге нам придется усиливать патрули на подъездах к историческому центру, выставлять знаки в узких местах, чтобы желающие припарковаться бесплатно не мешали хотя бы общественному транспорту».