За два года Департамент дорожного хозяйства Ярославской области взыскал в общей сложности порядка 32 млн рублей штрафных санкций с подрядчиков за ненадлежащее исполнение областных госконтрактов – то есть некачественный ремонт дорог.
«В 2013 году было выставлено штрафных санкций на восемь миллионов рублей, в 2014 году эта цифра увеличилась уже до 24 миллионов. Основные претензии касаются нарушения сроков исполнения контрактов и организации работ на объектах, – рассказал директор областного департамента дорожного хозяйства Олег Круглов. – Каждый проект проверяется, ведется технический надзор практически ежедневно, все акты подписываются только с представителями заказчика – государственного предприятия «Ярдорслужба». В последнее время мы усилили контроль за исполнением работ на областных объектах: привлекаем общественность, депутатов, регулярно выезжаем сами. Кроме того, в документах прописываем достаточно жесткие условия и стараемся не допускать, чтобы работы были выполнены некачественно».
Тем не менее пока что условия этих контрактов не спасают ярославские дороги от одних и тех же недобросовестных подрядчиков. В частности ООО «Автодор», «Трасса» или «Радострой». Именно эти компании получили львиную долю взысканий – более 21 млн рублей. В прошлом году ООО «Автодор» было оштрафовано трижды: на 7,8 млн рублей по итогам выполнения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Рыбинск–Тутаев, на 5,4 млн рублей по капремонту автодороги Кормилицино–Курба и на 454 тысячи рублей по итогам выполнения планово-предупредительного ремонта моста через реку Потонуху на автодороге Красный Профинтерн – Вятское.
Два штрафа получил «Радострой»: 6,6 млн рублей взыскано по итогам выполнения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги Дмитриевское – Телицыно – Манжаково в Даниловском районе и 388,5 тысячи рублей – по капитальному ремонту автомобильной дороги Ярославль–Любим. Чуть более одного млн рублей удержано с ООО «Трасса» по итогам выполнения ремонта проезжей части автодороги «Подъезд к Костроме» – Ярославль.
Чиновники только разводят руками и ссылаются на закон. «Организовать новую фирму на сегодня проблем нет. А закон 44-ФЗ «О контрактной системе» не запрещает участвовать в аукционе любой компании», – поясняет директор «Ярдорслужбы» Владимир Соловьев. И, к сожалению, он прав. К примеру, в прошлом году организация Эдуарда Авдаляна «Ярдорстрой», ремонтировавшая улицу Свободы, уже попала в список недобросовестных. Однако в нынешнем сезоне Эдуард Львович вновь получил госконтракт на ремонт дорог уже с компаний «ДСУ-1».
По мнению экспертов, выход из этого замкнутого круга – именно драконовские штрафы и санкции. «Нужно сделать так, чтобы переделка некачественных дорог для подрядчика была максимально дорогой. Чтобы они изначально были нацелены на добросовестную работу, поскольку исправление всех недочетов выливалось бы в огромные суммы», – уверен председатель Общественного совета при департаменте дорожного хозяйства Лев Размолодин.
Но, кажется, даже миллионные взыскания пока что никак не влияют на качество ярославских дорог.