Легендарный советский автомобиль представительского класса ГАЗ-14 «Чайка» выпускался с 1977 года по 1988-й. Эта модель была выпущена всего в 1120 экземплярах и только черного цвета. Единственный автомобиль, который построили для Леонида Ильича Брежнева, был вишневым. Наша ярославская «Чайка» имеет порядковый номер 595, и четверть века назад на ней ездил Эдуард Шеварднадзе.
Главная особенность этого седана – рамная конструкция Х-образной формы, которая придает значительную жесткость кузову. Кроме того, «Чайка» должна была работать бесперебойно, независимо от условий эксплуатации, поэтому некоторые элементы управления продублированы. На ГАЗ-14 установлены два аккумулятора и два карбюратора. Тормозная система двухконтурная, каждый контур действует на два передних колеса и одно заднее. На передних колесах установлены дисковые вентилируемые тормоза, причем с двумя суппортами на колесо. На задних колесах тормоза барабанные. Все эти изменения позволили улучшить ходовые качества машины и эффективно останавливать тяжелый седан на больших скоростях.
Еще одна особенность – отсутствие каких-либо регулировок по посадке водителя и регулировок руля. Это обусловлено тем, что между «партером» и задним диваном – сплошная перегородка. Так что водитель для этого чуда техники подбирался не только по опыту и профессиональным характеристикам, но и по физическим параметрам. Владелец ярославской «Чайки» не отличается скромными габаритами, поэтому при поездках на дальние расстояния у него очень устает спина.
Довольно интересное решение имеет обогрев боковых стекол за счет вентиляционных отверстий в дверях автомобиля. Вообще, в «Чайке» очень мощная система обогрева, включающая в себя два отопителя. А чтобы тепло эффективно сохранялось, на ГАЗ-14 устанавливались атермальные, слегка изогнутые стекла с легкой сине-зеленой тонировкой. Также для поддержания микроклимата салон оборудован японским кондиционером. Правда, предназначен он только для привилегированных особ, а водитель довольствуется тем, что остается.
Подобным образом организована и работа аудиосистемы. Основное управление осуществляется с пульта в подлокотнике заднего дивана. И если важный пассажир пожелает ехать в тишине, водитель тоже не сможет послушать радио. В общем, салон буквально нашпигован всевозможными гаджетами, для работы которых понадобилось в общей сложности 17 электродвигателей! Предусмотрены в «членовозе» и два откидных кресла для охраны – страпонтены. Они расположены между передними и задними сидениями. Поэтому ручки пассажирских дверей есть сразу с двух сторон, чтобы их было удобно открывать как с заднего дивана, так и с откидных кресел.
Можно с уверенность сказать, что «Чайка» была одним из самых комфортных и оснащенных автомобилей тех лет. Каждый агрегат собирался вручную. Затем тестировался в полевых условиях, дорабатывался и доводился до совершенства. Однако в конце 80-х Михаил Горбачев, начавший борьбу с привилегиями партработников и госслужащих, в величественном черном авто усмотрел символ социальной несправедливости. Чиновники, «утопавшие в роскоши», в приказном порядке были пересажены на машины попроще, а производство ГАЗ-14 прекращено.
Последняя «Чайка» сошла со стапелей Горьковского автозавода 24 декабря 1988 года. Более того, решив окончательно вычеркнуть ГАЗ-14 из памяти народа, Горбачев приказал уничтожить все оборудование и техдокументацию. Под пресс пошли даже формы для сувенирных масштабных моделей. Вот так печально оборвался полет «Чайки» – одного из самых удачных представительских автомобилей, когда-либо выпускавшихся в СССР. И лишь «посмертно», в 2008 году, ему был присвоен статус объекта культурно-технического наследия СССР.