На минувшей неделе российским правительством была в очередной раз озвучена идея замены транспортного налога экологическим. С таким заявлением выступил глава минпромторга РФ Денис Мантуров. В случае, если будет принято решение о привязке транспортного налога к экологическому классу авто, некоторым автовладельцам придется заплатить налог в четыре раза больше.
Привязка транспортного налога к экологии заставит большинство автомобилистов платить за свой автомобиль в четыре раза больше. Согласно предложению правительства, под удар могут попасть автомобили ниже экологического класса Евро-4. Таким образом власти страны хотят стимулировать население к приобретению новых машин.
Еще год назад председатель правительства Дмитрий Медведев предлагал проанализировать возможность замены транспортного налога экологическим с целью обновления автопарка. Покупку новых автомобилей можно было бы стимулировать, ограничив срок службы транспортных средств. Правда, при этом он отметил, что речь не идет о простых гражданах: ограничение должно в первую очередь коснуться автобусов и автомобилей, перевозящих опасные грузы. Минпромторг совместно с Министерством финансов рассматривает вопрос о замене транспортного налога экологическим. Водители будут платить не за мощность двигателя, а за его «старость» и выделяемый во время езды углекислый и угарный газ.
Однако инициатива правительства выглядит абсурдной. С одной стороны, заменить автохлам новыми машинами – идея хорошая, но с другой стороны, могут возникнуть серьезные проблемы. Почти половина (47%) автомобилей, которые ездят по России, – старше 10 лет, а средний возраст транспорта составляет восемь лет.
Владельцы подержанных машин, как правило, принадлежат к прослойке населения с низким и средним доходом, это люди, которые вынуждены пользоваться подержанным транспортом не от хорошей жизни. Большинство из таких автомобилей не соответствуют классу Евро-4, соответственно, и без того небогатые граждане будут испытывать дополнительное бремя. Преимущественно удар придется по владельцам следующих марок: LADA, Toyota, Chevrolet, Ford и KIA с Hyundai. Эти производители сформировали в России самые многочисленные автопарки.
Ранее транспортный налог был поднят российским правительством для владельцев премиальных марок – это так называемый налог на роскошь. Он вступил в действие с 1 января 2014 года. Минпромторг России признал роскошными порядка 200 автомобилей стоимостью от трех миллионов рублей. В список вошла 191 модель следующих марок: Aston Martin, Audi, BMW, Bentley, Bugatti, Cadillac, Ferrari, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Jeep, Lamborghini, Land Rover, Lexus, Maserati, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Rolls-Royce, Toyota и Volkswagen.
Теперь же, видимо, чтобы уравнять бедных и богатых, в правительстве планируют заменить транспортный налог экологическим. Стоит отметить, что сейчас налоговый кодекс позволяет регионам изменять ставки транспортного налога в зависимости от экологического класса автомобиля, но на практике они этим не пользуются.