Как уверяют железнодорожники, причина всех ДТП на «железке» – нарушение автолюбителями правил пересечения железнодорожных переездов. Ежегодно на СЖД регистрируется до 1000 таких случаев. Сегодня, в Международный день безопасности на переездах, сотрудники ГИБДД и СЖД провели совместный рейд по переездам Северной магистрали.
Первая остановка – 268-й километр перегона Козьмодемьянск–Полянки. Здесь находится неохраняемый железнодорожный переезд третьей категории. Это означает, что он оборудован только светофором, а транспорта здесь проходит не очень много. Часы пик приходятся на вечер пятницы и выходные, когда сюда массово едут дачники. Интенсивность прохода поездов на этом переезде составляет 90 поездов в сутки.
А вот и первые нарушители – бабушки-пешеходы, спешащие на электричку прямо на красный сигнал семафора и практически по рельсам, навстречу едущему поезду.
«Скорость пассажирских поездов на этом участке – 140 километров в час, грузовых – 80. Основная масса ДТП происходит именно на переездах без дежурного работника, где есть только светофор. Нарушают и водители, проезжающие на красный свет, и пешеходы, – рассказывает главный инженер Ярославской дистанции пути Ринат Маматказин. – Тормозной путь поезда составляет от 800 до 1000 метров, а видимость пути для машиниста – тоже не меньше 1000 метров. Пока машинист заметит препятствие, пока применит экстренное торможение. Как правило, поезд затормозить не успевает».
Следующий объект рейда – переезд на станции Козьмодемьянск. Он уже оборудован не только светофором, но и автоматическим шлагбаумом, запирающим устройством и видеокамерами. И тем не менее, находится шустрый водитель, проскакивающий на красный свет, пока не успел опуститься шлагбаум.
«Данное нарушение наказывается штрафом в 500 рублей или лишением водительских прав на срок от трех до шести месяцев, – пояснил старший инспектор по пропаганде БДД Управления ГИБДД по Ярославской области Максим Нечаев. – Но гораздо хуже то, что подобное поведение водителей приводит к трагическим последствиям. Благодаря совместной работе ГИБДД и СЖД, за 2013 и начало 2014 года на территории Ярославской области не зарегистрировано происшествий с железнодорожным транспортом».
Всем проезжающим водителям инспектор напомнил, что не нужно пытаться проехать переезд, пока не опустился шлагбаум. Он может опуститься на крышу автомобиля, могут подняться запирающие платформы.
Если машина на переезде попала в ловушку между двух поднявшихся барьеров, нужно продолжить движение вперед или назад. Даже под весом человека пластина опустится. А дежурный по переезду в это время включит заградительную сигнализацию для поезда, идущего по путям.
Если вы застряли на путях
Из ПДД всем известно, что при вынужденной остановке на рельсах водитель обязан немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Что это значит?
1. Если есть возможность, отправьте двух человек вдоль путей в обе стороны на 1000 метров. Если есть только один – посылайте его в сторону худшей видимости. Эти люди должны подавать машинисту приближающегося поезда сигнал остановки – круговые движения рукой. Днем нужно взять в руку яркий лоскут или заметный предмет. Ночью – факел или фонарь.
2. Если вы один – оставайтесь в машине и подавайте сигналы общей тревоги. Это один длинный и три коротких звуковых сигнала. При появлении поезда – бегите ему навстречу, подавая сигнал остановки (см. выше).
3. Есть и еще один способ остановки поезда – замкнуть рельсы какой–нибудь проволокой. Например, проводами от прикуривателя. Когда вы замкнете железнодорожные рельсы, два ближайших светофора получат сигнал, что пути заняты и поезд не поедет. Кроме того, внутри поездов стоит автоматическая сигнализация, она считывает показания со светофоров и если впереди красный, а машинист не тормозит, поезд остановится сам.
4. Бегите до ближайшего светофора. Обычно рядом с ним должен быть стык рельсов, между которыми проложена резина. Расстояние между стыками один–полтора см. Эти стыки также можно замкнуть, например, положить гаечный ключ. Светофор перед этой «перемычкой» загорится красным. Это называется «ложной занятостью», и, согласно инструкции, машинист будет обязан остановиться и узнать по радиостанции – нет ли впереди поезда. И если нет, то он все равно обязан проследовать подозрительный участок на скорости 20 км/час, с готовностью остановиться.