Верховный суд (ВС) России направил в Госдуму радикальные предложения по реформе ОСАГО, защищающие права автомобилистов в споре со страховщиками. В частности, суд предлагает законодательно обязать страховые компании платить за утрату товарной стоимости автомобиля и не учитывать износ деталей при расчете возмещения.
Кроме того, ВС предлагает еще одну инициативу – снять ограничение по максимальному размеру неустойки, на которую вправе рассчитывать пострадавший, не получивший возмещения вовремя или в полном объеме.
Предложения Верховного суда уже вызвали крайне негативную реакцию страховых компаний. В частности, они утверждают, что если учитывать утрату товарной стоимости, то вырастут выплаты, изначально не заложенные в тарифе. Это вынудит страховщиков поднимать цены. Но если эту проблему еще можно как-то решить, то вот отмена учета износа деталей и снятие ограничений по максимальной неустойке может окончательно «убить» всю систему ОСАГО, считают страховщики.
Стоит отметить, что свои предложения по реформе ОСАГО направили также правительство и Центробанк, являющийся регулятором данного рынка. Они предлагают сохранить учет износа деталей, но вводят досудебную процедуру урегулирования споров, чтобы минимизировать судебные издержки и штрафы. Также ЦБ объявил о возможном повышении тарифов до 25% более чем в 30 регионах. В Ярославской области ожидаемый рост цен на «автогражданку» составит 20%.
Защитники прав автомобилистов в целом положительно оценили данную инициативу.
«Предложения Верховного суда можно назвать справедливыми и ключевыми. Потому что сейчас за те деньги, которые автомобилист получает от страховых компаний, починить машину невозможно. А любые понижающие коэффициенты – очень условны, – отметил руководитель регионального отделения Федерации автовладельцев России Максим Малкин. – К примеру, если речь идет о деталях, которые ржавеют или трескаются, тогда, конечно, нет смысла требовать полной выплаты. Да и вообще, ОСАГО нужно дорабатывать, причем в более демократичном направлении. В этом плане предложение Центробанка – более оптимально. Досудебное урегулирование было бы удобно и для клиентов, и для страховых. Сейчас, к сожалению, страховые компании не идут на контакт, поэтому автолюбители вынуждены прибегать к услугам юристов и требовать выплаты через суд уже по полной программе».
Страховщики, в свою очередь, не рады инициативам Верховного суда.
«Если на старой машине помяли ржавое облупленное крыло, клиент же потребует поставить ему новое. Получается, что мы за свой счет улучшили его авто. Я считаю, это несправедливо. Ведь идея страхования в том, чтобы восстановить вашу собственность до первоначального состояния. А разницу обновления должен доплатить сам автовладелец», – считает директор Верхне-Волжского филиала страховой компании «Согласие» Рафаэль Вафин.
Впрочем, Рафаэль Ассадулович признает, что закон об ОСАГО нуждается в реформировании, поскольку изначально был принят недоработанным. А недоработано было самое главное – нет единой методики оценки ущерба. Именно поэтому сегодня такое количество судебных разбирательств со страховыми компаниями.
«Только за прошлый год наш филиал выплатил по решению судов 3,5 млн рублей штрафных санкций. А подобные популистские инициативы лишь усугубят ситуацию. – уверен Вафин. – Ряд компаний уже уходят с рынка и, если мы будем принимать страховщиков за финансовых воротил, тенденция продолжится. Все закончится разорением и отсутствием сервиса по ОСАГО. Тогда компании просто откажутся продавать полисы под разными предлогами».
Кстати, не только Верховный суд внес неприятные для страховщиков поправки. Депутат Госдумы Николай Валуев предлагает разрешить конкуренцию по цене ОСАГО. Его поправки позволяют страховщикам снижать цену полиса, если сформированы все требуемые ЦБ резервы. Он же предлагает обеспечить транспортировку разбитого автомобиля на экспертизу и ремонт за счет страховщиков.
Предложения Верховного суда профильный комитет по финансовому рынку планирует рассмотреть уже сегодня и может рекомендовать их ко второму чтению.