Статистика аварийности с участием пассажирского транспорта неуклонно растет, и, в основном, печальные списки пополняют маршрутные «пазики». Только в этом году уже пострадали 58 пассажиров общественного транспорта, а две жизни не вернуть никогда.
Последнее ДТП с автобусом в Ярославле произошло в субботу, 6 апреля, на юго-западной окружной дороге у поворота в поселок Ивняки. Причем это был специальный автобус, предназначенный для перевозки детей. К счастью, в этот раз никто из пассажиров не пострадал.
В целом, по сравнению с прошлым годом, статистика ДТП с участием общественного транспорта выглядит неутешительно.
По данным ГИБДД, треть подобных аварий происходит по вине водителей автобусов. Одна из самых распространенных причин – утомление. Так, 30 сентября 2012 года на федеральной автодороге «Холмогоры» в Ростовском районе произошло жуткое ДТП. От усталости водитель микроавтобуса, который вез туристов из столичного аэропорта домой, задремал. Для трагедии хватило считанных секунд. Автомобиль с пассажирами врезался в металлический отбойник, а затем отлетел под колеса фуры. В результате аварии погибли 2 человека и 4 человека пострадало.
Водитель свою вину признал полностью, поэтому его дело рассматривали в особом порядке. Суд учел все смягчающие обстоятельства – двое детей на иждивении, раскаяние, помощь пострадавшим. В конце прошлой недели виновника ДТП Александра Гомзина приговорили к 2 годам 6 месяцам условно с испытательным сроком 3 года, а также на год лишили прав. Но самым суровым наказанием для него станет осознание того, что из-за своей ошибки две женщины лишились жизни, а их дети осиротели, еще четыре человека получили травмы.
Для безопасности пассажиров теперь все междугородние и международные автобусы должны быть оборудованы специальными приборами контроля труда и отдыха – тахометрами. С 1 апреля вступили в силу соответствующие поправки.
«Надеюсь, с этими приборами контроля водители не будут перерабатывать, и аварий станет меньше, – говорит жительница Ярославля Ольга Семенова. – Пару лет назад я ездила на наш юг на автобусе. От Ярославля до Туапсе мы домчались за 26 часов, намного быстрее и дешевле, чем на поезде, но и намного страшнее. Ночью я проснулась от того, что наш автобус начал «вилять»: мы то выезжали на встречную полосу, то возвращались обратно».
Ольге повезло, что все закончилось благополучно. Но не хотелось бы, чтобы поездка в общественном транспорте напоминала лотерею, как это зачастую происходит сейчас. Если водителей междугородних автобусов хоть как-то взяли под контроль, то выяснить, сколько времени в сутки проводят за рулем водители городских и пригородных маршрутов, практически невозможно – эти категории перевозчиков от установки тахометров освободили. То же самое можно сказать и про авто, которые занимаются трансферами, то есть возят туристов от дома до аэропорта и обратно. Чаще всего это легковые автомобили и автобусы, где меньше восьми посадочных мест, а значит, тахометры им тоже не требуются. Между тем средняя продолжительность пути от Ярославля до столичного аэропорта с учетом пробок – 6 часов, а утомление наступает уже после трех часов непрерывного вождения, особенно в ночное время. Поэтому пассажирам нужно помнить о своей безопасности и через 3 часа требовать санитарную остановку, желательно, чтобы в это время водитель немного прошелся.