Сегодня в Санкт-Петербурге завершилась 36-я сессия ЮНЕСКО. Эта сессия ознаменовалась беспрецедентным для этой, не так давно авторитетной, международной организациискандалом, связанным с выдворением журналистов и независимого наблюдателя. Кроме этого, ЮНЕСКО отказалось обсуждать политику российских властей в отношении объектов Всемирного культурного наследия.
Изначально российские объекты были в повестке 36-й сессии, однако позднее их оттуда выкинули, видимо, чтобы лишний раз не опозорить гостеприимных хозяев и не испортить им настроение. ЮНЕСКО решило не рассматривать и разгромный отчет международных экспертов по центру Ярославля. Этот отчет не только указывает на объекты, которые не стоило бы строить для сохранения уникальности Ярославля, но и говорит о причинах возникшей ситуации.
С 2005 года исторический центр Ярославля является объектом Всемирного культурного наследия. Этот статус город получил неспроста, а дабы подчеркнуть его уникальность, историческую, культурную и архитектурную ценность. Ярославль был включен в список ЮНЕСКО без нового Успенского собора, без нового планетария, без памятника тысячелетию на Стрелке и без моста через Которосль. Если бы всем этим успели испоганить город к тому моменту, то сомневаюсь, что Ярославль был бы признан объектом, где сохранена уникальная планировка и архитектура.
Своей красотой и туристической привлекательностью город обязан градостроительной деятельности предков. Их потомки любят щеголять этой красотой и вовсю стараются привлечь как можно больше туристов, но при этом не делают ничего, а скорее делают все, что в их силах, чтобы избавить Ярославль от наследия.
Ольга Мазанова, член правления Ярославского отделения союза архитекторов России: «На первый взгляд, кажется, что, по сути, все решения по Ярославлю повторяются из года в год (33, 35, 36 сессии). А это значит, что они не выполняются Российской стороной. Ключевыепозиции всех решений одни и те же. Но решение 2012 года звучит намного более жестко и конкретно. В России, а значит, и в Ярославле, нет федеральных законов, защищающих объекты всемирного культурного наследия. Отсутствует система управления и защиты этих объектов. В этом основная проблема, считают эксперты Юнеско».
Первым пунктом в неопубликованном и необсуждаемом отчете международных экспертов значится Успенский Собор. Это самая большая бандура, возведенная в заповедном центре Ярославля за годы правления Виктора Волончунаса. Эта громадина, предназначенная для ритуалов РПЦ и торговли сопутствующими товарами, стала актом благотворительности мецената Тырышкина. Такая «благотворительность» истрепала немало нервов тех, кому дорог Ярославль, и для кого разрушенный при «совке» собор и его руины являются святыней.
«Миссия считает, что новое здание имеет серьезное негативное воздействие на панораму города, особенно на силуэт города с Волги и Которосли. Оно совершенно не благожелательно к гармоничному ансамблю церквей, которые создают общую панораму города и Выдающуюся Ценность Объекта Всемирного наследия. Кроме того, миссия считает, что удаление подлинных археологических элементов – фундаментов старого собора недопустимо, тем более что они сформировали археологический памятник Федерального значения», – так говорится в отчете, подготовленном экспертом ЮНЕСКО Тодором Крестивым.
Следующим пунктом в отчете Тодора Крестива значится комплекс памятника Тысячелетия Ярославля на Стрелке. «Он перекрывает вид на ансамбль церквей в Коровниках 17-го века, расположенный на противоположном берегу реки Которосль. Строительство комплекса является нарушением регламентов «зоны охраны природного ландшафта в буферной зоне». Это убогое строительство также происходило под негодование борцов за сохранение исторического облика Ярославля и под хвастовство украсивших город чиновников. А памятник-то вместе с тем, что его окружает, еще и хрупким оказался.
Новый мост через Которосль, тоже хрупкий, миссией ЮНЕСКО признан ненужным: «Миссия считает, что этот мост спорит с подлинным ландшафтом в буферной зоне, и что транспортная развязка, которую он формирует, не обоснована, поскольку она угрожающим способом направляет движение в сторону Объекта Всемирного наследия. Позднее было найдено два новых решения, как уменьшить поток машин в сторону Объекта Всемирного наследия, что является показателем того, что мост был не нужен».
Если три предыдущих объекта ЮНЕСКО напрямую не призывает снести, то от памятника Князю Пожарскому в бывшем Спасском монастыре рекомендует избавиться: «Эта стела была возведена в центре монастыря. Миссия считает ее примером недопустимого вторжения, которое конфликтует с подлинной средой монастыря, и уверена, что она должна быть демонтирована».
Далее в отчете говорится о проектах нового строительства. Вновь вылез Успенский собор: то ли с колокольней, то ли со звонницей – меценаты и чиновники еще не определились, чем довести до инфаркта защитников культурных ценностей. Эксперты признают, что это будет последний гвоздь в крышку гроба Объекта Всемирного наследия – Ярославля. «Миссия считает, что если этот проект будет реализован, то ущерб силуэту города будет необратимым». ЮНЕСКО также рекомендовало ничего не строить на площади Волкова, где запланирован торгово-развлекательный комплекс. Возводить по соседству с Успенским собором гостиницу можно, но не под стать тому самому собору, а с уважением к городской среде, сложившейся веками.
К слову, эту гостиницу компания «Золотое кольцо» планировала начать строить еще год назад и даже объявила, что получены все необходимые согласования, и даже от ЮНЕСКО. И такая бумага (по крайней мере ее ксерокопия) действительно есть, она подписана председателем комиссии РФ по делам ЮНЕСКО Игорем Маковецким. На зимней встрече представителей ярославской общественности с Тодором Крестивым, господин Маковецкий, видимо испугавшись международного позора, открещивался от бумажки со своим автографом.
Точечная застройка центра Ярославля не понравилась международным экспертам в целом. «Миссия посетила многие районы, где проводились реконструкция и последующее уплотнение застройки, и отметила, что масштабы нового строительства во многих случаяхпротиворечат характеристике городской ткани и действующим регламентам, и что при реконструкции зданий для кровли использовались нетрадиционные материалы». Все это позволило экспертам ЮНЕСКО сделать вывод о том, что в России есть «недостатки в правовой защите и системе управления» Объектами Всемирного наследия.
Тодор Крестив этой зимой внимательно заслушал рассказы ярославских архитекторов, деятелей культуры, искусства и гражданских активистов о том, как власть «кладет» на их позицию, «забивает» на регламенты ЮНЕСКО и переписывает законы об охране памятников стем, чтобы это дышло было куда легче ворочать. Прямые свидетельства таких рассказов резали глаз миссионера. По сему ЮНЕСКО в этом году просит Россию усовершенствовать нормативно-правовую базу и сделать более открытой систему управления Объектом Всемирногонаследия, конкретные рекомендации изложены в 12-ти пунктах решения. По сути же, наша бюрократия в очередной раз на международном уровне признана неэффективной, более того, угрожающей всему прекрасному. Те же причины не позволили Угличскому кремлю попасть вперечень Объектов Всемирного наследия.