Передел рынка, содействие крупному бизнесу в ущерб мелким предпринимателям – именно так владельцы ларьков в Ярославле оценили новые требования мэрии к размещению торговых павильонов. Они считают, что большинство ларьков не смогут продолжить работу в новых условиях.
Напомним, что, согласно изменениям в Правилах благоустройства Ярославля, нестационарные торговые объекты не смогут размещаться на расстоянии менее пяти метров от окон зданий; менее 15 метров от школ, детских садов, зданий органов власти, культовых сооружений. Также запрещается размещение киосков на остановках, пляжах, на расстоянии менее трех метров от стволов деревьев и так далее. В изменениях прописаны новые требования к размеру ларьков, их внешнему облику. Например, в документе указывается, что павильоны не должны быть окрашены в яркие цвета, следует выдерживать нейтральный тон – серый, бежевый, коричневый. Остекление фасада должно составлять не менее 50% площади поверхности стен. Уклон кровли, материал крыши, оконные рамы – авторы изменений внесли в документ множество требований к ларькам, которые придется соблюсти их владельцам, если они решат продолжить заниматься своим бизнесом.
«Мы хотим, чтобы все понимали правила игры. Когда они будут понятны, тогда мы начнем готовить места под киоски и разыгрывать их на конкурсе среди предпринимателей. Все согласно закону и новым правилам. Места буду продаваться на конкурсе, и там будут размещаться только те киоски, которые будут соответствовать этим правилам», – рассказал на встрече с журналистами заместитель мэра Ярославля Игорь Блохин.
На публичных слушаниях по этому вопросу большинство собравшихся выступили против изменений в Правила благоустройства. Конечно, значительная их часть – сами владельцы торговых точек. Они считают изменения губительными и прогнозируют массовое закрытие ларьков. По мнению бизнесменов, если следовать всем требованиям мэрии, место для торгового павильона найти будет практически невозможно.
«Сегодня в Ярославле работает около 1098 ларьков. Практически все они – законно установленные. Это значит, что владельцы прошли необходимые процедуры, в том числе межевание земли, получили участки с кадастровыми номерами, имеют все необходимые документы, платят налоги, аренду. Теперь появляются новые требования, и многим придется покинуть свои участки, а ларьки увозить неизвестно куда. Если требования будут утверждены, ларьков останется не больше 300 на весь город, – говорит предпринимательница Наталья Лобоскина. – В среднем у каждого владельца торгового павильона около трех сотрудников, в основном продавцами работают пенсионеры. Тысячи людей останутся без работы, а ведь сейчас в стране кризис».
По подсчетам бизнесменов, исчезновение ларьков может нанести ущерб бюджету Ярославля в размере до 500 млн рублей в год. Кроме того, пострадают местные производители, которые реализуют свой товар через киоски: молочную продукцию, мясо, хлеб, цветы.
Что касается требований к внешнему виду павильонов, у предпринимателей также есть свое мнение на этот счет.
«Я только выплатила кредит за ларек. Сейчас заказывать новый? Опять кредит? А кто мне даст гарантию, что через три–пять лет меня не выгонят, опять не появятся новые правила?» – спрашивает предпринимательница Наталья Лихоузова.
У тех бизнесменов, чьи киоски размещаются на остановках, тоже есть вопросы.
«Мы содержим прилегающую территорию, то есть фактически всю площадь остановочного комплекса. У нас есть дворники, заключены договоры на вывоз мусора. У города разве много лишних денег, чтобы из бюджета оплачивать все эти расходы?» – удивляется предприниматель Алексей.
Более того, бизнесмены утверждают, что за свой счет оборудовали некоторые остановочные комплексы, организовав навесы, лавочки для пассажиров. Многие подвели к киоскам канализацию и водопровод. В случае расторжения договора аренды эти расходы возмещены не будут.
Поддержку предприниматели пытаются найти у депутатов муниципалитета Ярославля, а также у общественных организаций. В качестве компромисса владельцы ларьков предлагают сохранить на своих местах те павильоны, которые сейчас установлены законно. Тогда предприниматели готовы решать вопросы с их внешним видом и благоустройством.