35-летнюю пермячку Ульяну Захарову и двух ее дочек-школьниц со сказочными именами объявили в федеральный розыск. Последний раз семью видели в Ярославской области, после чего все трое пропали. О пропаже внучек заявила бабушка: от семьи нет вестей уже полгода. В анамнезе девочек значатся «тревожность» и «эмоциональная неустойчивость». У матери: набор из зависимостей и психических расстройств. Куда они могли сбежать и зачем?
Поисками семьи и внучек занималась и продолжает заниматься бабушка. Маме Ульяны не раз приходилось обивать пороги полиции, женщина хотела взять опеку над внучками.
При подготовке материала использовались данные Мышкинского районного суда, информация с официальной страницы уполномоченного по правам ребенка по Ярославской области, а также данные от источника 76.RU и из школы в селе Рождествено Мышкинского района.
«Без унитаза. Так здесь у многих»
Ульяна Захарова воспитывала дочек с первым мужем в Перми. Семейная жизнь не задалась и вскоре пара развелась. В январе 2021 года уже разведенная Ульяна познакомилась в интернете с Александром (имя изменено. — Прим. ред.), довольно быстро между ними завязались романтические отношения. Парень оказался почти на 10 лет моложе пермячки и с судимостью за плечами. Весной того же года пара расписалась и перебралась в ярославскую глубинку — село Рождествено в Мышкинском районе.
Захарова с новым мужем жили на инвалидность, пенсию и алименты от отца девочек, его родительских прав лишили. После переезда в ярославскую глушь новый муж Ульяны перебивался подработками, но официально трудоустроен не был. Однако знакомые семьи говорят: они не бедствовали.
Село Рождествено, где они обосновались, маленькое и, можно сказать, вымирающее. Газа здесь нет, водопровода тоже. Село делят две главные улицы — Школьная и Центральная, от них выходят чуть поменьше — улицы Свободы, Солнечная и Молодежная. По улицам разбросаны деревянные домики с огородиками, вода приносная, греются печным отоплением.
— У них дом на две половинки, одна принадлежит им, в доме три комнаты, туалет в пристройке, без унитаза. Так здесь у многих, — рассказали в беседе с 76.RU местные жители.
Однако в селе есть Дом культуры, участковая больница, администрация, церковь с колокольней, три продуктовых магазина, своя энергоподстанция и молокоприемник. А еще братская могила летчиков, погибших в этих местах в 1942-м.
Почему семья выбрала именно это село, остается загадкой. Местные считают, что ткнули пальцем на карту. Знакомых у них здесь не было.
Представилась другим именем
Переехавших сразу поставили на контроль: в первую очередь, специалисты следили за условиями, в которых живут девочки. Сестры пошли в местную школу, семья потихоньку приживалась, ходила в местную церковь.
Так прошел год, а летом 2022-го Ульяна с дочками снова пропали. С заявлением о розыске пришла бабушка. Полицейские несколько дней прочесывали область, их нашли. В заброшенном доме на берегу реки в Пошехонье. Тогда мать вела себя странно: назвалась чужим именем и не показывала документы на детей.
— Сотрудники правоохранительных органов обнаружили в Пошехонском районе голодных и запущенных детей. С педикулезом, на теле имелись множественные укусы от насекомых и ссадины, — сообщал детский омбудсмен Михаил Крупин. — После вмешательства государства семья была поставлена на учет, дети прошли реабилитационные мероприятия.
Тогда же в аппарате омбудсмена заподозрили, что девочек истязают дома. Службы стали пристальнее следить за семьей. Лишнее внимание пугало Ульяну, расставаться с детьми она не желала. Сестры же говорили, что боятся ее нового мужа и не хотели бы с ним жить.
— По мнению психолога социально-реабилитационного центра, к детям применялись меры наказания, — поясняли в аппарате.
Увезла от бабушки
После того случая девочек дважды забирали от матери в социальные центры. Сначала в Тутаев, а к концу 2022-го — в Брейтово. Но каждый раз она возвращалась за ними. В январе 2023 года бабушка через суд попыталась лишить дочь родительских прав и забрать внучек себе.
В последний день весны 2023 года Ульяна решила оставить Рождествено. Как сообщает источник редакции, 30 мая мать с девочками рванули из Ярославля на поезде до Рязани, а оттуда на автобусе — в Тулу. Где девочки сейчас, а также в каком состоянии они находятся — остается неизвестно.
В ноябре 2023 года семью объявили в федеральный розыск. За несколько месяцев до того, как в Мышкинский районный суд поступило дело об ограничении матери в правах на детей
В суде вскрылось, что Ульяна имеет проблемы со здоровьем. Как рассказал инсайдер 76.RU, знакомый с ситуацией, в 15 лет девушка попробовала алкоголь и наркотики. В 18 лет впервые попала под надзор психиатров. У женщины есть хронические недуги, в том числе социально опасные болезни и психические расстройства. Почти 17 лет она имеет статус инвалида III группы.
«Обычная семья»
В селе Рождествено, где семья провела меньше года, учителя местной школы не замечали странностей. Более того, считали, что у мамы с дочками и новым ухажером — всё хорошо.
— В этом году девочки должны были пойти в четвертый класс. Они ничем не отличались от других детей, никакой тревожности у них не было, уроки делали, школу не пропускали, в классе их хорошо приняли. Они в одном классе учились, девочки-погодки. Летние каникулы начались, и они просто поехали. Обычная семья, — рассказали 76.RU в школе. — Мама ходила на родительские собрания, отчим тоже участвовал в мероприятиях, которые мы проводили. Да обычная семья. У них была какая-то религиозность, она очень просматривалась, потому что храм они посещали. Но так это же не запрещено.
По словам педагогов, девочки быстро влились в коллектив и хорошо схватывали программу.
— Сначала они были насторожены, хотели перейти на семейное обучение, потом мы их пригласили в школу, всё показали. Девочки стали ходить на занятия. Всеми вещами они обеспечены были, старшая на 4 и 5 училась, у маленькой троечки были. С программой они справлялись. Всё они делали. Всегда веселые, школу не пропускали, только если по болезни и то, редко.
Как уточнили 76.RU в аппарате уполномоченного по правам человека, в целях защиты прав и законных интересов детей омбудсмен Михаил Крупин направил ходатайства о принятии мер по защите детей в ярославскую прокуратуру и УМВД по региону. Кроме того, Крупин написал обращение федеральному детскому омбудсмену Марии Львовой-Беловой.