Мы уже привыкли к шумной толпе странных людей, которые разгуливают по городу в длинных платьях с бубнами и барабанами. Увидев их, сразу понимаем – кришнаиты: «Харе Кришна!». А вот о буддизме в Ярославле слышали совсем мало, а кто-то не знает о нем вообще ничего. Будда? Да кто же он такой? Эта редкая религия почему-то всегда была скрыта от наших глаз, но, оказывается, буддизм уже давно есть в Ярославле и существует немало – уже целую дюжину лет.
Буддийская религиозная организация существует в Ярославле с 2005 года. Община не сразу была большой, она росла потихонечку. Сначала было три-четыре человека, а сейчас около 30. В 2014 году ярославские буддисты получили регистрацию, как религиозная организация, а 2009-м – первое благословение от тибетских учителей на создание общины.
Просветленные ярославские буддисты собираются в небольшом домике за Лесными полянами. На заднем дворе – священная Ступа Совершенной Победы, которую недавно освятил тибетский учитель, а у входа над деревянной дверью табличка с надписью на санскрите – Vihara (жилище. – Прим. авт.). В доме есть печка, которую представители религии соорудили сами, поэтому ритуалы и практики теперь проводят и зимой. На втором этаже, куда ведет крутая лестница, – портреты Будды, алтарь, запах благовоний и свечи.
Мы пообщались с председателем ярославской буддийской общины «Сангъе Чхо Линг» Борисом Гречиным. Просветлились, обогатились и вдохновились.
Буддисты и Facebook
– Борис, расскажите, как вас вообще люди воспринимают?
– Люди до сих пор пока воспринимают буддистов как экзотику. У людей есть настороженность: что это такое, откуда они взялись, не секта ли это? Но мы нормальные люди, не аскеты. У нас есть семьи, работа, повседневная жизнь. У нас нет религиозных ограничений, которые бы заставляли нас резко отделяться от общества: у нас нет запретов на переливание крови, нам не обязательно ходить в религиозной одежде по улице, у нас нет необходимости стучать в барабаны и петь где-то на площади.
Буддисты проводят еженедельные практики по выходным дням: собираются, молятся, проводят ритуалы, а также пьют чай с печеньем.
– Как ваша древняя религия принимает современный мир?
– Мы пользуемся современными вещами – Facebook, Twitter. Мне это не нравится. Мое отношение к соцсетям еще лет восемь назад было резко негативное: я не стеснялся и говорил, что «ВКонтакте» – обитель зла. Но потом я понял, что уже все туда вышли. Туда вышли православные коллеги, патриарх создал свою группу. Волей-неволей мы поняли, что нам тоже нужно это делать.
Новый год по луне
– В вашей общине отмечают какие-то буддийские праздники?
Будда (Сиддхартха Гаутама) – основатель буддизма, наиболее высокое «состояние духовного совершенствования».
– Каждый год мы празднуем лосар – Новый год. Он празднуется в зависимости от луны: в начале марта или в конце февраля. В этом году праздновали здесь, топили печку, чтобы не замерзнуть. Мы надеемся еще утеплить стены и тогда будем круглый год тут.
У буддистов нет меню
– По идее, буддисты же вегетарианцы. У вас есть какие-то ограничения в еде?
– У нас нет строгих запретов. Есть желательные вещи. Неплохо, если человек не ест мясо, но это не строгое требование, потому что есть выдающиеся Ламы, буддийские учителя, которые едят мясо. Более строгие нормы у монахов: монах не может жить с женщиной, иметь семью, ходить по городу в джинсах и кроссовках, служить в армии. У нас нет таких норм, нужно быть реалистами. Потому что если мы не будем реалистами, то станем сектантами.
Карма – совокупность совершенных человеком поступков и их последствий, определяющая судьбу и характер его нового рождения, перевоплощения.
– То есть специальной диеты у буддиста нет?
– К нам приезжал Лама линии Джонанг Йонтен Гиалтсо, который освятил Ступу Совершенной Победы, и он совсем не привередлив в еде, ест и йогурты. В каждой религии есть фанатики, у них есть свои запреты, свои жесткие правила. Я их не осуждаю. К нам такие люди тоже приезжали. Мы собирались включить «Фумитокс» от комаров, а они говорят: «Но комары же умрут! Нельзя способствовать гибели живых существ!» (буддист должен остерегать любое живое существо от смерти, поэтому представителям религии даже нельзя пахать землю. – Прим. ред.). Мы ищем компромисс между очень традиционными нормами и жизнью в повседневности.
С декольте вход воспрещен
– Было такое, что к вам приходили люди в отчаянии?
– И такое было. К нам приходят люди, например, которые раньше были в каких-то странных организациях. Мы понимаем, что с ними нужно просто работать. Бывает, приходят люди, которым просто нужно человеческое общение даже больше, чем религиозная жизнь. Мы их тоже не прогоняем. У нас есть только определенные границы буддийского этикета: нельзя плевать в сторону святыни, не ходить с большим декольте или в мини-юбке.
Как стать буддистом?
– А где у нас в Ярославле учат буддизму? Конечно, много разных книг и сайтов, но всегда интереснее узнать что-то от живого человека.
Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии. Сейчас буддизм наиболее распространен в Китае, Японии, Индокитае и в некоторых других странах Востока. Буддизм не признает Бога как творца.
– Да, у нас есть воскресная школа. В сентябре начнется набор. Обучение в ней два года. Мы не имеем права давать дипломы, но мы имеем право учить. Кто же, кроме нас.
– И со скольки лет берут в эту школу?
– Мы можем принять в исключительном случае раньше 17 лет, если мы получим разрешение от обоих родителей. Дело даже не в законе. Обычно людям до 18 лет вообще не интересна религия, я понимаю. Мальчикам интересны качалки, компьютерные игры. Может быть, и не надо так рано человеку знакомиться с религией. Может быть, он должен немного созреть.