Уважаемые коллеги, специалисты, заинтересованные лица! Проблемы бардака в правовой базе, связанной с развитием строительной отрасли, продолжаются. Хочу ознакомить вас с письмом, написанным и отправленным мной в ноябре 2014 года в Государственную Думу РФ. Публикую его целиком.
«Председателю комитета Государственной Думы РФ по земельным отношениям и строительству Русских А. Ю.
Уважаемый Алексей Юрьевич!
В первую очередь, хотел бы поздравить вас с яркой профессиональной победой – изменения в Земельный Кодекс РФ, вступающие с силу с 01.03.2015 года, утвержденные соответствующим Федеральным законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 г., который был подготовлен при Вашем непосредственном руководстве и участии, действительно, являются достаточно понятным, прозрачным, аргументированным и логичным блоком связанных между собой правовых норм.
(Внесено большое количество изменений в Земельный кодекс РФ. Ряд поправок касается прав на земельные участки, занятые объектами незавершенного строительства. Закон, в отличие от многих других нормативных актов в области земельных и градостроительных отношений, оценивается специалистами как качественный документ, учитывающий многие текущие нюансы развития строительной отрасли. В частности речь идет о борьбе с «недостроями». Так, в случае прекращения действия договора аренды расположенные на земельном участке объекты незавершенного строительства могут быть изъяты у собственника по решению суда. – Прим. 76.ru).
Мне известно, что Закон разрабатывался, выверялся, уточнялся, согласовывался не один год. Параллельно с ним разрабатывались законодательные акты, регламентирующие иные вопросы российской жизни. При крайне позитивном отношении к уровню подготовки изменений в Земельный кодекс РФ, при применении этого документа в общей системе законодательства РФ возникает одна очень неприятная накладка.
Речь идет о перераспределении полномочий в области земельных, архитектурных, градостроительных и строительных отношений в системе местных органов власти «муниципальный район» – «сельское поселение».
Мне понятна логика законодателя, когда статьей 11 вышеупомянутого № 171-ФЗ вносятся изменения также и в Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», который дополняется статьей 3.3. В части 2 этой статьи говорится, что органы местного самоуправления поселений осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории поселения. Ранее, в соответствии с отменяемой частью 10 статьи 3 того же № 137-ФЗ, это регулировалось на уровне муниципальных районов.
Действительно, все логично. В системе «муниципальный район» – «сельское поселение», в соответствии с градостроительным законодательством и законодательством о местном самоуправлении, абсолютное большинство полномочий в исследуемой области уже не один год осуществляется «на местах», в органах местного самоуправления поселений. Это и утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселения, и утверждение документации по планировке территории (проектов планировки и межевания), и выдача ГПЗУ, разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, организация публичных слушаний по вопросам градостроительства, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, наполнение информационных градостроительных систем и т. д. То есть, практически все, кроме управления и распоряжения земельными участками, которые находятся до 01.03.2015 г. в компетенции муниципального района. Поэтому, передача права распоряжения земельными участками с уровня района на уровень сельского поселения напрашивается, такая одноуровневая система предоставления муниципальных услуг, действительно, представляется более эффективной.
В то же время, официально приняты Федеральные Законы от 27.05.2014 г. № 136-ФЗ и от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ, уточняющие вопросы местного самоуправления в Российской Федерации. При этом обозначенные выше функции по градостроительному регулированию в сельских поселениях с 01.01.2015 года передаются на уровень района!
Смотрите, что получается.
Земельные вопросы для продвижения проектов строительства на территории сельских поселений находились в компетенции района, градостроительные – в компетенции поселения. Не самое лучшее решение.
Пошли улучшать. Теперь:
– по одному закону, принятому в июне т. г., земельные вопросы с 01.03.2015 г. переходят с уровня района на уровень поселения;
– по другому закону, принятому также в июне т. г., градостроительные вопросы с 01.01.2015 г. переходят с уровня поселения на уровень района.
Как Вам такой круговой обмен полномочиями?
Алексей Юрьевич, вполне понятно, что разработчики «Вашего» закона, скорее всего, совсем не участвовали в разработке «другого» закона. Но в итоге таких независимых друг от друга «совместных» действий возникла ситуация, которая создаст коллапс на местном уровне управления отраслью на год–полтора и реально ухудшит экономику регионов и муниципальных образований. Кроме того, в переходные периоды передачи полномочий возникнут значительные коррупционные риски.
Очень надеюсь, что Ваше влияние, и, очевидно, имеющиеся возможности общаться с первыми лицами государства позволят оперативно выровнять ситуацию. Полагаю, нужно срочно изменить № 131-ФЗ в текущей редакции, а именно:
Первую строку части 3 статьи 14, после слов «предусмотренные пунктами» читать в редакции «1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 20…» далее по тексту.
Обращаю Ваше внимание также на следующий момент. В отличие от «Вашего» закона, проанализировавшего смежное законодательство, разработчики «другого» закона, передавая градостроительные полномочия, необходимые изменения в Градостроительный Кодекс РФ внести не удосужились. Ну что ж, тем легче будет этот «другой» закон отменить.
И последнее. Президент России В. В. Путин при своем избрании в марте 2012 года издал пакет Указов, в том числе и №600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем…». В текущем году Президент объявил жесткий контроль за исполнением Указов. В 600-м Указе есть конкретный пункт, посвященный необходимости еще в 2012 году разработать госпрограмму развития жилищного строительства и соответственно объектов инженерной инфраструктуры на территориях, примыкающих к крупным городам. Как раз наш, характерный случай – вопросы разделения полномочий в системе «муниципальный район» – «сельское поселение» здесь очень важны! Далек от мысли утверждать, что ничего не делается. Но имелась надежда на какие-то пионерные продвижения в части оптимизации механизмов создания внешней инженерии для комплексной застройки территорий – ведь такие площадки строительства, как правило, и примыкают к городам! Увы, за реализацию этого очень интересного поручения, в отличие от контроля за другими поручениями, никто не спрашивает, по крайней мере, публикаций в прессе и официальных источниках не было.
С уважением и надеждой на Ваше влияние,
Гранько Андрей Игоревич.»
Ниже были указаны адреса, телефоны, по которым могут быть получены разъяснения. Очень хотелось такие разъяснения получить в течение месяца, как это положено.
Документ направлен в Госдуму 11 ноября 2014 года заказным письмом, а также электронной почтой. На сайте Почты России, в разделе «Отслеживание почтовых отправлений», имеется информация, что заказное письмо вручено адресату 18 ноября. Ответа нет.
Хотел бы уточнить свою позицию. Я далек от мысли утверждать, что все обозначенные в письме вопросы нужно отдать на уровень муниципального района, или, наоборот, сельского поселения. Я утверждаю лишь одно – эти вопросы должны решаться в одном месте, на одном уровне местной власти, а не на двух!
Строительство в любой экономике с учетом влияния на смежные отрасли занимает сегмент порядка 20%. Каждый распорядитель бюджетных средств может посчитать, какие потери понесет соответствующий бюджет, сколько средств будет недополучено в ситуации, когда будет раскручиваться появившийся в правовой базе конфликт перераспределения полномочий и обмена ими.
Полностью согласен с недавно высказанным мнением члена Общественной палаты РФ, известного адвоката Анатолия Кучерены о состоянии действующего законодательства. Он заявил: «Необходимо провести полную ревизию российского законодательства, начиная с 1991 года. А до этого объявить мораторий на принятие поправок в действующие законы».
Знаете, в самом деле, за Державу обидно.
P. S. Мнение моих коллег по работе не всегда совпадает с моим.
Андрей Гранько, кандидат политических наук, почетный строитель РФ, директор по развитию проектов группы компаний «Ярослав Мудрый».