В Рыбинске и Гаврилов-Ямском районе области прокуратура требует от застройщиков законсервировать недостроенные объекты. В Ярославле тоже много старых брошенных строек, но консервировать объекты торопятся далеко не все. Таких примеров в регионе – десятки.
В мае рыбинская прокуратура установила, что, несмотря на то, что строительные работы не ведутся более полугода, объект, расположенный на земельном участке на улице Яковской поселка Каменники Рыбинского района, не законсервирован. Здесь не огорожена стройплощадка, оконные и дверные проемы раскрыты. На этом месте компания «Старгород» намеревалась построить 99-квартирный жилой дом.
Разрешение на строительство застройщик получил еще в 2007 году. Объект расположен неподалеку от жилых домов, а также мест массового прохода людей. Доступность стройки для любопытных может привести к трагедии, считают в прокуратуре. Рыбинский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением, требуя обязать застройщика провести консервацию строительного объекта. Такой же иск прокурор направил в суд и в отношении застройщика, не достроившего здание кардиологического центра. А в Гаврилов-Яме на улицах Чапаева и Пирогова расположены сразу четыре недостроенных объекта, на которые не ограничен доступ посторонних лиц. Проверить эти объекты прокуратуру попросило руководство УМВД по Ярославской области. Объекты примыкают к территории жилых домов и детских учреждений. Оказалось, что стройплощадки частично ограждены по периметру. Конечно, это не защищает опасные объекты от посторонних. Иски к застройщикам в настоящее время направлены в суды и ждут рассмотрения.
В СниПах указывается, что «ответственность за безопасность объекта, строительство которого прекращено или приостановлено», несет застройщик.
Зачастую заброшенные дома и стройки являются опасной зоной как для любопытных детей, так и для взрослых. Найти себе «приключений» здесь сможет любой желающий. Особенно рады дети, любители бейс-джампа и бомжи. За последний год уже несколько ярославских «незавершенок» проверялись прокуратурой. «Это действительно большая проблема, – говорит директор департамента образования мэрии Ярославля Сергей Терех. – К сожалению, есть такая ситуация, когда по определенным причинам объекты не достраиваются. В результате «замороженные» объекты становятся доступными, особенно для детей. У детей пытливый разум, им все интересно, ребята хотят видеть все и вся. Объекты не закрываются должным образом на период, когда замораживается стройка. Соответственно, получается, что опасная территория находится в открытом доступе. Но здесь, я считаю, обязательно должен быть и контроль родителей. Каждый родитель должен знать где гуляет, где отдыхает его ребенок. Поэтому ответственность здесь ложится и на местные власти, которые не принимают должных мер для того, чтобы стройку законсервировали и привели ее в безопасный вид, и на родительские плечи».
Вскоре начнутся летние каникулы, и популярность долгостроев может вырасти в разы. Многие дeти, a ocoбeннo пoдpocтки, часто пробираются на заброшенные стройки за очередной порцией адреналина. «Нa cтpoйкe, пycть дaжe и зaмopoжeннoй, мoжeт cлyчитьcя вce чтo yгoднo, – говорит ярославна Тамара Речкина. – На стройках вырыты котлованы, брошены плиты, выступает арматура. Нaдo кaким-тo oбpaзoм пepeкpыть детям дocтyп нa такие oбъeкты».
Трагедии на заброшенных стройках в области уже случались. Пальма первенства принадлежит гостинице «Чайка». В сентябре 2011 года всего лишь за одни выходные там произошло два ЧП. Восьмилетняя школьница, лазившая вместе с друзьями по разрушенным стенам, сорвалась и упала в шахту лифта. Пролетев несколько метров, девочка чудом осталась жива. В тот же день с третьего этажа долгостроя сорвался мужчина, пришедший за керамзитом. Ему повезло – отделался ссадинами и ушибами. А в июне прошлого года 12-летний Павел Ходотов сорвался с высоты третьего этажа на заброшенной стройке в Дзержинском районе Ярославля. Медики зафиксировали у подростка множественные переломы и серьезную травму головы. Мальчик умер в реанимации. Опасная стройка по-прежнему стоит заброшенной.
Отметим, что муниципалитеты не имеют права тратить деньги на восстановление заборов, поскольку стройплощадка – это коммерческий объект. В ряде случаев приходится прибегать к штрафам за ненадлежащее состояние стройплощадки.
«Правовые последствия должны наступить даже если человек просто травмируется, зайдя на неохраняемый и неогороженный объект по собственной невнимательности, – уточняет юрист Юлия Шамахова. – Если будет доказано, что объект охранялся ненадлежащим образом, то вся полнота падет напрямую на собственника».
При этом многие застройщики и собственники забывают о том, что в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев застройщик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.