Несмотря на то, что по закону собственник обязан ухаживать за историческими зданиями, недавно прокуратура Кировского района выявила очередное нарушение. Объект культурного наследия не реставрируется и зарастает плесенью. Во всем мире многие памятники архитектуры столетиями находятся в частных руках. Однако в Ярославле, с одной стороны, недобросовестные собственники порой до неузнаваемости меняют облик здания-памятника, вместо того чтобы выносить пользу из его исторических свойств, а с другой стороны, многие объекты культурного наследия находятся в критическом положении. Здание мало просто купить – его нужно поддерживать в хорошем состоянии.
В ходе проверки прокуратура Кировского района Ярославля установила, что ООО «Собинова 27д» могут быть нарушены требования законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. Объект культурного наследия федерального значения «Корпус подворья завода Оловяшникова» 17 века, расположенный на улице Собинова, 27д, с 12 января прошлого года принадлежит на праве собственности ООО «Собинова 27д». Согласно условиям дополнительного соглашения от 1 марта 2011 года к договору купли-продажи и условиям охранного обязательства, собственник должен выполнить на объекте культурного наследия работы по его сохранению, в том числе провести реставрацию объекта культурного наследия в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией в срок до 1 ноября 2012 года.Но сроки сроками, а на деле ситуация весьма печальна. Состояние объекта неудовлетворительное: здание не используется, заполнения оконных и дверных проемов отсутствуют, кровля отсутствует; конструкции здания подвергаются воздействию атмосферных осадков, работы по реставрации до сих пор не начаты.По результатам проверки директору ООО «Собинова 27д» объявлено предостережение о недопустимости нарушения требований действующего законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
«Законодательство четко устанавливает, что при продаже памятника культурного наследия обязательными являются охранные обязательства, – говорит юрист Юлия Шамахова. – Соответственно, это становится обременением права собственности, согласно которому владелец памятника должен нести бремя содержания и сохранять объект культурного наследия. Проще говоря, собственник не может изменять облика памятника, перестраивать его или достраивать, то есть совершать какие-либо действия, которые могут причинить вред и повлечь утрату памятником своего значения, которое было установлено при принятии его под государственную охрану».
Здесь имеет смысл вспомнить и другие случаи наплевательского отношения к памятникам. Историю с рухнувшим «Домом Понизовкина» помнят все. Также в прошлом году подобная печальная судьба настигла и другой памятник культуры 19 века. Собственник объекта культурного наследия уничтожил здание – дом купца Лыкова в Тутаеве. Здание разобрали на кирпичи. Впрочем, тутаевский бизнесмен утверждал, что в сопроводительных документах на объект отсутствовала запись, что объект – памятник культурного наследия. Он считал, что покупает жилую недвижимость. Но еще до того, как дом был стерт с лица земли, он уже превратился в руины, поскольку новый владелец не ремонтировал здание. Сейчас в Ярославской области насчитывается более пяти тысяч памятников. В единый государственный реестр памятников истории и культуры народов РФ включены 1639 памятников региона. Но, по оценкам экспертов, лишь 30 процентов из них находятся в хорошем состоянии, а 20 – в удовлетворительном. Состояние остальных оставляет желать лучшего. Многим зданиям требуются безотлагательные аварийные работы.
«Сохранение объектов культурного наследия – емкое понятие, и оно включает в себя не только такие работы, как реставрация или ремонт, но также консервацию и приспособление для современного использования объектов культурного наследия», – говорит экс-председатель комитета историко-культурного наследия Юрий Аврутов.
Объем государственных инвестиций небольшой, основная ставка делается на инвесторов. В этом году на реставрационные работы памятников культуры более 200 миллионов рублей выделил федеральный бюджет, порядка 100 миллионов – областной. Власти не могут потратить на все бесхозные памятники бюджетные средства, а хозяев, готовых вкладывать в здания деньги, нет. Если отталкиваться от западного опыта, то он свидетельствует о том, что инвесторов следует целенаправленно привлекать к работе с исторической недвижимостью. Выставляя памятники на аукционы, главная задача – не получить максимальную быструю прибыль, а эффективно капитализировать городские ресурсы. Кроме того, и мировой, и российский опыт подтверждает, что особо ответственными собственниками становятся потомки бывших владельцев здания.