В Ярославле остро не хватает парковок и гаражей. Основные причины нежелания застройщиков возводить паркинги – длительная окупаемость и технические сложности. Особенно эта проблема затрагивает историческую часть города. Специалисты видят несколько путей решения.
Уровень автомобилизации растет с каждым годом. Уже сейчас придомовая территория просто не способна поместить все машины жильцов, не говоря о будущем приросте. Это точка столкновения интересов: одним некуда ставить транспорт, другие возмущаются превращением двора в стоянку. Подземные паркинги организуют не во всех новостройках, что уж говорить о старых многоэтажках.
«Ни один двор не вмещает все машины жильцов, – говорит риелтор Елена Ерофеева. – Например, если взять 180-квартирную десятиэтажку и учесть, что 60% семей имеют автомобили, то получается, что понадобится 108 машино-мест – это площадь целой стоянки. Не будем забывать и о том, что обычно к двору относится далеко не один дом, а два-три».
В центре города проблема с нехваткой парковок стоит наиболее остро. Машины как проживающих здесь граждан, так и приезжающих на работу обеспечены гаражами всего на 20-30 процентов. Подавляющее большинство автомобилей преграждает либо пешеходные дороги, либо затрудняет и без того непростой проезд транспорта днем. Сейчас все офисные здания возводимые в центре имеют парковки, нередко подземные. Но даже владельцам и арендаторам офисных зданий машино-мест зачастую не хватает.
«Собственники офисных зданий стремятся обеспечить одно машино-место из расчета на 100 квадратов арендуемой площади, но и этого уже становится недостаточно, – рассказывает руководитель направления коммерческой недвижимости Артем Власов. – Невыполнение этого норматива может существенно снизить привлекательность офисных помещений для потенциальных арендаторов, и, несмотря на качество остальных технических составляющих объекта, может понизить класс бизнес-центра».
Историческая застройка центра города, большая часть которой занята под офисы, кафе и магазины, не позволяет выделить место под предусмотренную законодательством парковку.
«Муниципальных парковок в центре города нет и построить их не представляется возможным – это зона культурного наследия, вмешиваться в которую мы не имеем права, как и в складывающуюся десятилетиями инфраструктуру со всеми конторами, – заявил в интервью «Северному краю» заместитель председателя комитета по транспорту и связи мэрии Ярославля Андрей Косарев. – Разумеется, вопрос парковок сейчас стоит очень остро и будет решаться в ближайшем обозримом будущем».
Главное, чтобы были подходящие геологические условия для строительства подземных парковок. Однако в центре Ярославля убрать транспорт с обочин не так просто: свободной земли подходящей площади нет. Специалисты предлагают следующие варианты: строительство улавливающих паркингов на границах исторического центра или лифтовые парковки, которые можно разместить на непривилегированных чердаках домов в центре.
Основные причины нежелания застройщиков возводить паркинги – длительная окупаемость и технические сложности. Чтобы строительство таких сооружений стало выгодным для застройщиков, нужно, чтобы места в паркингах покупались во время строительства. Если это будет происходить, цены значительно снизятся.
По словам представителя компании-застройщика Анатолия Климова, надземные многоэтажные автостоянки построить проще, там не нужны специальные системы газоочистки. Но сооружения занимают достаточно большой участок земли, на котором можно построить жилой дом, что будет гораздо выгоднее для девелопера.
Кроме недостаточно быстрой окупаемости, строителей останавливают многочисленные техрегламенты, которые не так просты и понятны, как технические моменты в строительстве жилого здания. Особенно это касается подземных двухуровневых парковок.
Между тем в большинство проектов планировок новых микрорайонов Ярославля уже заложены места как под подземные парковки, так и под многоуровневые надземные сооружения.
Ярославские агентства недвижимости занимаются в основном продажей гаражей в кооперативах. Земельный участок под гаражом, естественно, оформлен в собственность хозяина, в кооперативе о владельце все известно. И покупателю можно не беспокоиться, что с документами что-то не так, все предельно прозрачно. Обычно для покупки гаража люди приходят уже с деньгами. Средняя стоимость гаража в Ярославле может варьироваться от 300 до 700 тысяч рублей. Самыми востребованными являются гаражи с ямой и подвалом. Что касается парковочного места, то здесь цена тоже корректируется в зависимости от общей стоимости жилья в данном районе. К ключевым факторам стоимости парковочного места, кроме расположения, также относится стоимость строительных работ, наличие дополнительных инженерных систем.