5 июля в бетонное ограждение у Тверицкой набережной в Ярославле врезался теплоход «Москва-208». На борту судна находились 74 пассажира и семь членов экипажа. Теплоход шел туристическим маршрутом по Волге в сторону Толгского монастыря. Неожиданно судно понесло в сторону берега. При столкновении пострадали восемь человек.
Авария вызывает больше вопросов, чем ответов: теплоход не должен был останавливаться в том месте, где был капитан?
Корреспондент портала 76.RU связалась с экспертом в области речных судов из Рыбинского речного училища имени Калашникова. Он разъяснил, что могло случиться с «Москвой».
«Нахождение на мостике обязательно»
О количестве экипажа на борту ранее сообщали в МЧС России. Семи человек достаточно для того чтобы обеспечить безопасность пассажиров и самого судна. По словам эксперта, количество экипажа на борту регулируется специальным документом — «Свидетельством о минимальном составе экипажа». Его выдает администрация бассейна, то есть капитан порта. Как объяснили в речном училище, минимальный состав для теплохода «Москва» — 2–3 человека, больше — может быть, но меньше — никогда.
Штурвал теплохода должен быть постоянно под присмотром: на речном трамвайчике нет условий для дистанционного управления. Да и маршрут обязывает контролировать движение — в этом месте движение по Волге активное.
— У «Москвы-208» нет автоматических систем, и плавание по Волге в данном районе, в районе Ярославля, никак не позволяет судоводителю оставить штурвал. Даже если там был авторулевой. Плавание в открытом море или в озерах, таких как Ладожское, Онежское. Там, где далеко до берега, никаких препятствий, кругом вода, глубина 200 метров, предположим, там можно поставить на авторулевой. Но при этом ты всё равно находишься в рубке и контролируешь этот прибор. Но никак не уходишь в каюту и спать не ложишься. Здесь не подразумевается такая система, и нахождение на мостике обязательно, — пояснил эксперт 76.RU.
На вопрос о том, что могло произойти с «Москвой», специалист по речному судоходству называет сразу несколько причин: отказ рулевого устройство или главных двигателей и человеческий фактор. К примеру, капитан теплохода мог не успеть среверсировать двигатель, то есть изменить направление. Даже если начать процесс остановки, по воде теплоход может двигаться по инерции.
— Здесь же не так, как на машине: педаль нажали и остановились. Это рукоятка направления. Мы задаем ход вперед, винт вращается в одну сторону, мы останавливаем движение — судно всё равно по инерции пойдет какое-то время. Чтобы затормозить, надо привести режим работы в противоположную сторону. Если мы шли передним ходом, то пускаем на задний ход. Винт при этом останавливается, начинается вращаться в другую сторону. Соответственно, противостоит движению судна, за счет этого судно останавливается, — поясняют в училище.
«Всё проверяется»
По словам транспортного эксперта, перед каждым отправлением команда теплохода должна проверять состояние судна, а также заполнять отчетность.
— Это может быть человеческий фактор, отказ рулевого устройства, отказ дистанционного устройства, который тормозит судно. Опять же сложно говорить, потому что перед каждым выходом в рейс всё проверяется. Перед любыми маневрами: подход-отход от причала, заход в шлюз, выход и т. д. — это всё тоже проверяется, заполняются чек-листы, согласно системе управления безопасности (СУБ) судна. Надо смотреть документы, надо общаться с судовладельцем. Семь человек [экипажа] для того судна — это за глаза и за уши. Этого вполне достаточно для того чтобы обеспечить безопасность пассажиров и судна в целом, — предположил транспортный эксперт.
Авария с экскурсионным судном вызвала широкий резонанс в Сети, а пассажиры говорили, мол, капитан был не у штурвала в момент ЧП. Однако истину в этом вопросе уже ищут транспортная прокуратура и СК. По факту столкновения возбуждено уголовное дело по статье об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.
— В ходе расследования уголовного дела рассматриваются различные версии произошедшего, среди которых техническая неисправность, а также ошибки управления. Несколько человек получили травмы и были доставлены в лечебное учреждение, — ранее рассказала старший помощник руководителя Западного МСУТ СК России Анастасия Глущенко.
В жестком столкновении пострадали восемь человек, двоих пострадавших увезли в больницу. Всё, что известно о ЧП, можно прочитать в этом материале. Мы также публиковали рассказ очевидцев о том, что происходило в первые минуты после аварии и большой фоторепортаж с берега.