С нашей героиней мы встретились у руин сгоревшего дома на улице Ленинской, 13, в Ростове Великом. Анастасия Лендинева — одна из тех, кому удалось пережить страшный пожар, который случился тут в 2019 году. Двухэтажный жилой дом подожгли под утро, когда в нем спали почти 30 человек. Деревянное строение моментально объяло огнем, восемь человек погибли на пепелище. Пятеро из них — дети.
Анастасия долгое время пробыла в больнице без сознания, а когда очнулась, узнала, что дочка и маленький сын не выкарабкались. Их похоронили без нее.
Как жить с чувством вины, что не смогла спасти своих деток из задымленного здания? Можно ли простить того, кто решился на поджог из-за обиды? В этом тексте — история Анастасии.
Два года обходила дом стороной
С Настей мы договорились встретиться у того самого дома. Зрелище печальное — через выбитые стекла всё еще видно обгоревшие остатки квартир, которые раньше были чьим-то домом. Вот брошенный кухонный гарнитур, закоптившийся шкаф и сухие цветы на подоконнике. При первом взгляде на дом и не скажешь, что два года назад здесь жили и строили планы счастливые семьи.
Девушка подошла к дому раньше. От одного взгляда на обгоревшие обломки на ее глаза навернулись слезы.
— Сейчас, сейчас, — тихонько лепечет она и достает из сумки два «Киндер-сюрприза». Настя оставляет сладости на подоконнике и медленно успокаивается. Сегодня она впервые нашла в себе силы подойти к месту, где погибли ее дети.
— Тяжело, — произносит девушка. — Сразу много воспоминаний нахлынуло.
В роковой дом переехали за месяц до пожара
22-летняя Анастасия с двумя детьми на руках — 4-летней дочкой Полиной и 2-летним сыном Сережей — переехали в двухэтажку за месяц до пожара. Причиной новоселья стало то, что Настя поссорилась со своим мужем. Он выгнал девушку вместе с маленькими детьми из общей квартиры.
— Он пил. Мы с ним поссорились, уже не помню, из-за чего, но сильно. Слава богу, дети были у бабушки, — вспоминает девушка. — Я посреди ночи собрала вещи и поехала к маме. Она мне сказала: «Всё, больше никуда не поедешь, сиди тут». Забрала детей и переехала.
Настя начала быстро искать новое жилье.
— Я позвонила риелтору и попросила найти мне квартиру за маткапитал. Она предложила квартиру в этом доме. Предупредила, что там печное отопление, но я согласилась. Квартира мне понравилась, и с этой трудностью я вполне могла справиться, — вспоминает Настя.
Когда сделка была оформлена, девушка переехала в новое жилье. Воспитывала детей, работала и готовила документы для развода. Тогда ей казалось, что жизнь начинает налаживаться.
— Младший ходил в садик, я сразу вышла на работу. Я справилась с тем, что я одна. Мама тоже мне помогала. А потом всё произошло, — опускает взгляд девушка.
Уснула случайно
Вечер 18 октября прошел в семье Лендиневых как обычно. Настя пришла с работы и начала заниматься домашними хлопотами.
— Мама привезла мне дочку. Мы поели, помылись. В общем, вечер был обычным. Перед сном дочка всегда говорила мне: «Мамочка, я тебя очень сильно люблю». Я ей отвечала, что люблю ее больше жизни. Сын тоже, когда ложился спать, всегда обнимал, целовал меня и говорил: «Я тебя люблю». А я отвечала ему: «Я тебя тоже люблю. Больше жизни». Он у меня такой самостоятельный был: подойдет, поцелует и сам ложится, — вспоминает Настя. — Младший у меня уже уснул, а с дочкой мы посмотрели мультики. Она еще перед сном бабушке отправляла голосовые сообщения. Говорит: «Баба, я тебя люблю. Мы с мамой спать ложимся». Потом дочка уснула, и я следом за ней, хотя не собиралась ложиться. А потом я проснулась оттого, что услышала, как кто-то кричит.
Открыв глаза, девушка не понимала, что происходит, но в затуманенном угарным газом сознании четко вспыхнула одна мысль: надо спасать детей.
— Я чувствовала, что вокруг как-то горячо. Побежала к двери, пыталась ее открыть, но у меня не получалось. Кто-то кричал из-за двери: «Настя, открой дверь, бей окно!» Я побежала бить окно, хотела спасти детей и выкинуть их на улицу (у них бы была пара переломов, зато они были бы живы), но не удержалась и упала. Больше ничего не помню, проснулась в больнице.
«Не могла запомнить, что детей больше нет»
Когда Настя потеряла сознание, к горящему дому уже съехались машины скорой помощи и пожарных. Спасатели вытаскивали людей через окна и выносили на руках. У мужчины, который пытался спасти двух маленьких девочек — дочерей соседки Насти, случилась истерика. Он вынес два полуживых тельца, но спасти их не смогли. Врачи сообщили, что девочки наглотались дыма. Настю вытащили из горящей квартиры и увезли в больницу. Там она долго пролежала в реанимации. Полину с Сережей спасти не удалось. На похороны малышей собрался весь город. В этот момент врачи всё еще боролись за жизнь их мамы.
— Для меня время в больнице прошло как в тумане. Я не помню, сколько там пролежала. Около месяца, наверное. Когда я в первый раз очнулась, я еще не знала, что детей нет, — вспоминает девушка со слезами на глазах.
— Когда ты об этом узнала?
— Я очнулась, а передо мной мама в траурной повязке. Я сразу же спросила, где дети. Она ответила мне: «Настя, они погибли». Я ответила: «Такого не бывает». У меня началась истерика, слезы. Сразу врачи набежали, накачали меня успокоительными, и я уснула. Я просыпалась и каждый раз спрашивала: «Мам, где дети?» Она говорила: «Насть, ты забыла?» У меня вообще с памятью проблемы были. Бывало такое: я лежу, она мне что-то рассказывает, а я говорю: «Ой, Полине в садик надо. Сереже тоже». Мама каждый раз терпеливо объясняла мне, что их больше нет.
— А когда ты окончательно осознала, что дети погибли?
— Я до сих пор не осознала. Даже когда я прихожу на кладбище, смотрю на надгробия, мне не верится. Просто кажется, что они в садике. Если бы я была на их похоронах, я бы с ума сошла. Если бы только я не потеряла сознание, я могла бы их спасти.
— Ты винишь себя в их смерти?
— Да.
Муж винил в смерти детей
Весь город соболезновал горю молодой матери. Но не обходилось и без тех, кто называл ее виновной в смерти дочери и сына. Среди таких людей был и бывший муж девушки — отец Сережи и Полины.
— Он говорил, что я виновата в том, что купила квартиру в этом доме. Я отвечала: «Если бы ты нас не выгнал, не пришлось бы покупать квартиру». Но его это мало волнует, как и его родственников. Остались невыплаченные от него алименты — я хотела на эти деньги купить игрушек на кладбище, но он отказал. Боится, что я на себя деньги потрачу, — рассказывает девушка. — С игрушками тоже что-то странное. Иногда прихожу на кладбище, а они раскиданы. У надгробия рассыпаны семечки, и мрамор клюют птицы, портят покрытие. А для нас эти надгробия важны — под ними дети.
Поджигатель не извинился
Пожар не был трагической случайностью. Это дело рук Александра Комарова — жителя Ростова. Его задержали и допросили. Свою вину он скрывать не стал. И даже рассказал, как поджег дом.
— Спустился по лестнице вниз, подошел к машине, взял в куртке зажигалку и, видать, пошел, — рассказал следователям СУ СКР по Ярославской области Комаров. — Был пьяный.
Оказалось, что таким образом мужчина хотел отомстить за обиженного сына.
— Осенью 2019 года между сыном Комарова и другим мальчиком произошел конфликт. Около 4 часов утра 19 октября 2019 года Комаров, находясь в состоянии алкогольного опьянения, приехал на такси к дому, в котором жила семья мальчика. Зашел в подъезд, поднялся на второй этаж и постучал в одну из дверей. Получив отказ в грубой форме на просьбу впустить его внутрь, мужчина вернулся в машину такси, взял из кармана своей куртки зажигалку, вновь зашел в подъезд и поджег на уровне первого этажа нижнюю часть деревянной лестницы и находящуюся на лестнице тряпку. Убедившись, что огонь начал распространяться, злоумышленник вышел из дома и скрылся с места преступления на том же такси, — рассказали в суде.
Анастасия была на всех слушаниях дела. Но ни на одном Комаров не извинился за убитых детей.
— Он читал там что-то по бумажке, я даже и не поняла. Он не извинился. Его семья тоже не пыталась со мной связаться, — рассказала девушка.
Александра Комарова приговорили к пожизненному лишению свободы.
«Слушала голос дочери на записи»
Настя тяжело переживала смерть дочери и сына. Она уехала жить в Ярославль, где никто не знал и не расспрашивал девушку о её горе. Но потом вернулась в Ростов.
— Я закрылась ото всех. Мне было очень тяжело. Я как-то зашла на старую страницу и послушала голосовые сообщения, которые Поля отправляла бабушке. Я разрыдалась и говорила: «Господи, как мне не хватает твоего голоса». Меня очень сильно поддерживали моя мама и родственники. Со временем стало чуть легче, но я продолжаю думать и помнить о своих детях.
Сейчас Настя живет в квартире, которую власти дали ей взамен сгоревшей.
Девушка не может простить Александра Комарова. В ее голове не укладывается, что жизнь ее дочери и сына в один миг оборвал пьяный человек с зажигалкой в руке.
— Я бы хотела спросить у него: за что? Почему он это сделал? Больше у меня к нему вопросов нет.