Один из самых интересных и удивительных памятников истории Ярославля – церковь Николы Надеина, притаившаяся во дворах домов в районе Волжской набережной.
Уже в самом названии храма Николы Надеина кроется особый смысл – оно имеет в основе две составляющие: имя почитаемого на Руси святого Николая Чудотворца и мирское имя реального человека, жившего в Ярославле в 17 веке. Его звали Епифаний Светешников (в миру – Надея), и он был одним из самых богатых купцов нашего города. Ярославские историки называют его личностью «неординарной» и «феноменальной». И действительно, его влияние и известность простирались далеко за пределы нашего края. Он обладал огромными богатствами и вел, как сегодня бы сказали, «рискованную предпринимательскую деятельность» по всей стране – от Ярославля, Москвы и Нижнего Новгорода до Астрахани и Сибири. Свой вклад он внес в ликвидацию Смуты, помогал ополчению Минина и Пожарского и даже был участником Земского собора 1613 года, на котором был избран новый царь Михаил Федорович Романов.
Государев гость
За большие заслуги перед родиной и династией Надея Светешников получил звание «государева гостя». Привилегии «государевы гости» получали очень широкие, но и обязанности на них были наложены немалые – вести оптовую торговлю казенными товарами, выполнять важные государственные поручения, руководить таможнями, закупать товары для царского двора и многое другое. Среди трех десятков государевых гостей по всей стране восемь были из Ярославля. Такими влиятельными людьми были в стране наши земляки, богатые ярославские купцы.
И вот тот самый Надея Светешников на месте старой деревянной церкви Благовещения на свои деньги решил построить красивый каменный храм. В те времена практически все строения в нашем городе были деревянными – и в том числе и церкви. Из камня были только Успенский собор и некоторые постройки Спасского монастыря. А деревянные здания и печное отопление – союз очень опасный. Пожары, в которых выгорало иногда полгорода, были явлением нередким. Поэтому первый каменный храм на городском посаде строили на века. Возвели его за два года – с 1620 по 1622 год. И именно с него, каменного Никольского храма, и началось развитие ярославского зодчества, золотого века архитектуры и живописи.
Но Надея заложил основу для еще одной прекрасной традиции – с тех пор в купеческом сословии стало модным вкладывать большие средства в строительство и убранство церквей и храмов.
Трагична была кончина создателя храма, в честь которого он получил свое название. Богатейший русский купец Надея Светешников однажды превратился в должника – виной тому была неудачная сделка (человек-то был рисковый!). Не расплатившись вовремя, был поставлен на «правеж» – он должен был являться в московский Кремль, и там перед зданием Приказов несколько часов его били батогами по пяткам. Пока его родные искали нужную сумму, сердце немолодого Епифания Андреевича не выдержало позора и пытки...
Иконостас по рисунку Федора Волкова
Одно из украшений церкви – великолепный барочный позолоченный иконостас. Есть данные, что появлению этого иконостаса мы обязаны великому актеру и основателю русского театра Федору Волкову, по эскизу которого он был выполнен в 1751 году на средства, пожертвованные его отчимом купцом Полушкиным и другими состоятельными прихожанами церкви.
В первую очередь внимание привлекают царские врата – в центре, за трапезой с чашей в руках стоит Христос, а с обеих сторон от Него – апостолы. Кстати, вся композиция выполнена с таким изяществом, что напоминает сцену из театральной постановки. А совсем неподалеку проходили и спектакли регулярного театра Федора Волкова – человека, столь многогранно и широко одаренного, что, прожив немного дольше, он, по уверениям историков, мог бы величаться русским Леонардо да Винчи. Многое в его биографии является неизученным и еще предстоит открыть исследователям. Но это совсем другая история.
Пережившая вихри истории
К сожалению, сегодня церковь почти невозможно сфотографировать во всей красе – ее заслоняют стены жилых домов. Да и облик церкви значительно изменился – изначально это был великолепный храм, оснащенный пятиглавием и выставленный на высоком подклете. Интерьеры были расписаны в 1640 году артелью 20 мастеров из Ярославля, Костромы, Москвы и Нижнего Новгорода во главе с костромичем Любимом Агеевым. Более 60 композиций посвящены святому Николаю Чудотворцу и рассказывают о его жизни и деяниях. Работа мастеров-умельцев стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Удивительно, как быстро была начата и завершена работа – главный храм, Благовещенский придел и галереи были расписаны за 3 месяца – с 5 июля по 5 октября.
Чудом церковь дожила до наших дней: остался лишь главный храм, а все остальные сооружения Николо-Надеинского прихода были разобраны в 30-е годы 20 столетия. Приход был упразднен, службы прекратились. В разные годы лихого советского прошлого храм играл роль то фондохранилища, то аптечного склада военного госпиталя, его подклети использовались то как склады, то в качестве овощехранилищ. В 1938 году здесь располагался музей Федора Волкова – и снова мы видим, как удивительно пересекается имя создателя русского театра с историей храма. В 1959 году церковь Николы Надеина была включена в Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Сегодня памятник истории открыт для посетителей в качестве храма-музея.
Использованные в статье материалы:
Федорычева Е.А. Церковь Николы Надеина в Ярославле. – М., 2003;
Ваняшова М. Предстояние Фёдора Волкова Театральный круг, 2013, №9. С.32-45;
Суслов А.И., Чураков С.С. Ярославль. – М.: Стройиздат, 1960;