Сегодня во всем мире отмечают День пропавших детей. Жуткая дата. Страшно, когда пропадает твой ребенок. Может, просто пошалил и заигрался с друзьями, может, сбежал от семейных или школьных проблем... Страшно жить в этой неизвестности – где он, что с ним, жив ли? Что переживают родители в эти дни, трудно себе представить. В Ярославле для поиска детей волонтеры объединились в отряд «ЯрСпас» – выезжают на поиски в любое время. И за каждым таким выездом (а иногда и вылетом на вертолете) – целая история. Сегодня мы расскажем самое интересное, что тронуло сердца самих волонтеров.
Решила стать волонтером, стоя на краю
Сейчас студентка Арина – активный волонтер «ЯрСпаса». Но два года назад она сама была на краю. Активист «ЯрСпаса» Дмитрий Соколов, занимаясь своими делами в городе, получил заявку на мобильник. На экране высветилось: «Девочка-подросток стоит на крыше заброшенного здания». Ни слова больше, никаких наводок и адресов. Недолго поразмыслив и положившись на интуицию, Дима подорвался к разрушенному дому на «Пятерке» и не прогадал.
– Когда я приехал, увидел девушку, которая стояла на самом краю этого здания и хотела спрыгнуть, – рассказывает Дмитрий. – В такую ситуацию я попал впервые, тяжело было решить, какие меры нужно принять. Я пошел к зданию, пытался ее убедить, чтобы она слезла, но она меня не слушала. Увидел там еще несколько подростков и попросил их отвлечь ее, а сам полез на крышу и снял эту девочку. Все закончилось хорошо.
Дима посадил девочку в машину и отвез в отдел полиции. Ее звали Арина. Волонтеры «ЯрСпаса» провели с ней большую работу. Арина поняла, какую страшную ошибку могла совершить. И что-то, видимо, перещелкнуло в голове в этот момент – Арина стала волонтером. И теперь выезжает практически на все поиски людей.
Переночевали на сеновале
К поисковикам из Ярославля обращаются не только местные, но и люди из соседних регионов. Как-то раз на горячую линию позвонили обеспокоенные родители двух парней – 12 и 13 лет из Костромской области.
– Мы взяли все данные, поняли, что подростки устроили самовольный уход, – вспоминает поиски активист «ЯрСпаса». – Мы даже не могли представить, где они могут быть. Выехали на машине, грамотно проанализировали карту: и я прямо в квадрат пальцем ткнул. Ребят, говорю, вот здесь они должны быть. Потому что здесь был один мост, через который можно перейти речку. Приехали мы в это поле и нашли этих двух: сначала они испугались и представились другими именами, но нас не проведешь. Мы спросили, где они ночевали, а ночевали они на сеновале в какой-то соседней деревне, утопали они за 10 километров от своей.
Волонтеры вернули ребят обратно в семьи. Выяснилось, что у одного из «бегунков» только папа. Отец непьющий, но с сыном отношения не ладились, и мальчишка решил сбежать от проблем. Заодно втянул в авантюру и товарища.
– Отец пообещал, что больше такого никогда не допустит, а мальчик пообещал мне никогда больше не уходить из дома, – уверен Дмитрий. – Потом парень достал из кармана неоперившегося птенца и отдал отцу со словами «Пап, это тебе!».
Дети из Песочного
Это были самые резонансные поиски, которые шли целых два года. Искали семилетнюю Дашу Жаворонкову и шестилетнего Ваню Мирова, которые бесследно исчезли из поселка Песочное в 2014 году. Искали все – и волонтеры, и полицейские, и пользователи соцсетей со всей России, и даже экстрасенсы. Но, к сожалению, закончилась эта история трагично: тела детей нашли на берегу Волги. Сначала Дашу, потом и Ваню.
– Нам до сих пор пишут и звонят люди из разных уголков России, говорят что видят Ваню. Мол, вот он сидит с цыганкой и так далее, – рассказывает Дмитрий Соколов. – Мы оповестили всех, кого можно. Было рекордное количество добровольцев, порядка трехсот человек. Но, к сожалению, все обернулось трагедией. Дети допустили ошибку не по своей вине. Им не объяснили, что такое хорошо, а что такое плохо, что нельзя выходить на лед.
Кто виноват в смерти мальчика-инвалида?
Сейчас все ищут виноватых в трагедии, случившейся совсем недавно. В лесу под Некоузом нашли тело 12-летнего Миши. Ребенок уехал от родителей на велосипеде и не вернулся домой. Миша был особенным – болен аутизмом.
– На буднях ребенок обучался в спецучреждении, у него был период, когда «ломается» настроение, он становился более агрессивным, – вспоминает Дмитрий.
Этим и усложнялись все поиски. Плюсом ко всему получилось так, что заявку волонтеры получили спустя три дня после пропажи мальчика. Искали Мишу не только наши волонтеры, но и поисковики из столичного движения «Лиза Алерт». Ездили, летали, но наткнулись на следы от велосипеда на грунте пешие группы, а затем нашли и тело.
Теперь следователи разбираются в этом деле. Они считают, что оперативники должны были сообщить раньше о пропаже ребенка, тогда его, возможно, нашли бы живым. Но толку-то сейчас искать виноватых?
Что делать, если пропал ребенок:
1. Сразу поднимайте тревогу! Забудьте про «три дня», и подавайте заявление в полицию немедленно.
2. Не бойтесь кого-то побеспокоить. Оповестите всех родственников, друзей и знакомых ребенка.
3. Позвоните классному руководителю, одноклассникам или их родителям; позвоните на горячую линию «ЯрСпас»: 8 (910) 964-08-38. Опишите, во что был одет ребенок, каких личных вещей не хватает дома.
4. Проверьте, не пропали ли из дома ценные вещи, деньги или гаджеты, а также подготовьте свежее фото пропавшего ребенка.