Ярославского композитора 24-летнего Ивана Синцова номинировали на национальную кинопремию «Ника» в категории «Лучшая музыка». Чтобы попасть на финальный этап конкурса, надо набрать большинство голосов членов Академии кинематографических искусств. Именно они и выбирают в дальнейшем победителей. Попадет ли композитор из Ярославля на премию, станет известно ближе к концу марта.
Иван пишет музыку для кино с 18 лет. Его работы звучат в российском сериале «Текст. Реальность» (18+), русско-японской картине «В плену у Сакуры» (16+), комедии «Моя ужасная сестра» (6+) и драмеди «Страсти по Матвею» (16+). Именно музыку к последнему фильму и номинировали на кинопремию «Ника».
«Ника» — национальная кинематографическая премия, вручаемая за отечественные картины, вышедшие за минувший год. Победителям премии в каждой номинации вручаются статуэтки крылатой древнегреческой богини Ники. Победителей выбирают путем закрытого голосования членов Академии кинематографических искусств. С 2022 года конкурс не проводился по неизвестным причинам. Сначала вручение призов перенесли на 2023 год, а после объявили о переносе на 2024-й. Получается, что в этом году наградят победителей сразу за несколько предыдущих лет.
Как обычному парню из Ярославля удалось выбиться в большое кино и добиться, чтобы его музыка звучала в успешных российских фильмах, Иван рассказал в разговоре с корреспондентом 76.RU.
«Выбрали не с первого раза»
Написать музыку для фильма «Страсти по Матвею» Иван предложил режиссеру картины Сергею Ильину сам. К тому моменту они уже были знакомы. Но получилось создать нужную композицию далеко не с первого раза.
— С Сережей Ильиным мы познакомились еще до съемок фильма. Я был подписан на него в соцсетях, ранее предлагал посотрудничать, но всё как-то не удавалось. Потом я увидел анонс съемок, и мне понравилась задумка картины. Тогда я написал Сереже и спросил: «Можно будет сделать тестовое на фильм?» Он ответил: «Конечно, как будет материал — будем на связи», — рассказывает Иван. — И спустя время я сделал тестовое задание. Сначала совсем не попал в то, что нужно, но не стал останавливаться — сделал еще, кажется, 4 или 5 разных вариантов. Помимо меня, тестовое задание делали еще несколько композиторов, и после длительных проб выбрали всё-таки меня, хоть и не с первого раза. Но в итоге я метко попал в материал, который режиссеру очень понравился, и мы начали работать.
Ярославский композитор узнал о том, что фильм и саундтрек из него номинировали на премию, случайно, листая ленту новостей в соцсетях.
— Я подозревал, что наш фильм может там оказаться, поэтому открывал лонг-лист с ожиданием, подтвердилось ли мое ощущение, — вспоминает Иван свои чувства в тот момент. — И да, кроме своей фамилии в разделе «Лучшая музыка», я увидел фамилии своих коллег по фильму — всего мы попали в 14 категорий, включая «Лучший фильм» и «Открытие года». Надеюсь, до шорт-листа, где в каждой номинации остаются по 4 претендента среди всех рассматриваемых ранее работ, мы доберемся как можно большим составом.
«Это было ради искусства»
Первые свои работы Иван создавал в сотрудничестве с молодыми режиссерами. Порой это были коммерчески невыгодные проекты, но ярославец не отказывался от возможности получить новый опыт. Свой дебютный саундтрек он написал для фильма, который в итоге не вышел, но его музыка отправилась на зарубежные конкурсы и получила премии, в том числе в международном кинофестивале Los Angeles CineFest.
— Вижу, что мой саундтрек признали лучшим на американском кинофестивале, а мне тогда 19 лет только исполнилось, — вспоминает ярославец. — Это была работа ради искусства, так как до этого я не делал музыку для кино, а режиссер тоже не снимал полнометражные фильмы. Мы на безбюджетных началах всё создавали. У меня вообще не было страха, потому что не было ответственности. Нас никто не подгонял со сроками. Мы творили в свое удовольствие, подбирали разные варианты, пробовали, ошибались, пытались и изменяли.
Несмотря на то что к своим годам Иван уже успешно сотрудничает с большими российскими режиссерами, он не спешит переезжать в Москву, где, казалось бы, больше возможностей для творчества. В планках — работа с успешными режиссерами и участие в международных кинофестивалях, но композитор осознанно выбирает жить в Ярославле.
— Сейчас я живу и работаю в Ярославле, пока никуда не собираюсь. До этого путешествовал, жил в разных местах, но решил вернуться в родной город — здесь я ощущаю себе более спокойно и комфортно, — рассказал Иван Синцов. — В кино я попал в 2017 году, много лет работал в основном с дебютантами, молодыми ребятами, но сейчас нацелен на работы с большим зрительским и коммерческим потенциалом либо на авторские фильмы, претендующие на попадание в программы кинофестивалей класса А, среди них — Каннский, Венецианский, Берлинский кинофестивали и другие важные международные смотры. А сотрудничать я хочу в первую очередь с талантливыми авторами, которым есть что рассказать зрителю. Это для меня самое важное — чтобы фильм, над которым я тружусь, был интересен мне в первую очередь историей, а не условиями контракта.
Ранее мы публиковали интервью с Иваном Синцовым, который рассказал, что нужно сделать, чтобы работать с известными режиссерами, как завести знакомства с обладателями «Оскара» и почему в творческой профессии возраст не имеет значения. Подробнее — в этом материале.