Жители дома № 7 на улице Кавказской в Ярославле долгие годы живут в страхе. Их деревянный барак буквально трещит по швам.
— Ночью просыпаемся от звука рвущихся бревен, — жалуются люди.
Здание давно обветшало. Бревна, из которых построен дом, покрылись дырами и трещинами. Внутренности межквартирных перегородок превратились в труху. Из-за этого ветер задувает с улицы прямо в комнаты.
— Межквартирные перегородки — тут слышимость такая, что мы друг с другом через стены разговариваем, — говорят жильцы.
В доме 12 квартир. Почти в каждой есть маленькие дети.
— У нас зимой температура в помещениях не поднимается выше 16–18 градусов. Мы вынуждены ходить в теплой одежде! Окна заделываем двойным слоем целлофана, чтобы из них не дуло. Рамы приколачиваем гвоздями, чтобы они не вывалились. Если на улице дождь — у нас всё протекает, — рассказывают жильцы.
Деревянный двухэтажный дом построили в 1930 году. Сегодняшние жильцы еще помнят советские времена, когда людей попросили выселиться из дома на время ремонта. История незавидная.
— Раньше это была коммуналка. В 1985 году его решили переделать под отдельные квартиры. Нас всех выселили. Сказали, через год-полтора заселят обратно. Но ремонт шел шесть лет! Мы всё это время ютились в маневренном фонде. Только в 1991 году нас снова переселили сюда. Коммунальщики сказали, что сделали капитальный ремонт. Но по факту это была всего лишь перепланировка. Ни полы, ни стены, ни крыша не менялись. Как в 1953 году были батареи и окна поставлены, так они стояли. Только сделали перегородки между квартирами — две доски, посыпанные керамзитом, — вспоминают старожилы дома.
Уже вскоре после заселения дом начал развалиться.
— Через три года после того, как мы въехали, у нас потекла крыша, начало всё сыпаться. У меня лично в 2006 году провалился пол в санузле вместе с унитазом. Я сама еле выскочить успела.
В соседней квартире та же самая история, — пожаловалась одна из жительниц первого этажа.
Управляющая компания от здания отказалась. Жильцам всё пришлось ремонтировать самим.
Но латание дыр не улучшает общего состояния строения.
— Сейчас до стен дотрагиваться нельзя, потому что всё сыплется. Дверные проемы у нас перекосило, — показывают люди.
Доказывали аварийное состояние за свой счет
В 2015 году жильцы собрали деньги и наняли комиссию, которая оценила состояние их дома. Эксперты вынесли вердикт, что здание аварийное. В мэрии на основании предоставленного документа дом № 7 на Кавказской улице в 2016 году включили в список на расселение. Но прописали срок — до августа 2025 года.
— Мы неоднократно ходили в мэрию, просили, чтобы нас расселили раньше. Но навстречу чиновники не шли, — пожаловались люди.
На мольбы людей откликнулись только в Заволжской прокуратуре. Правоохранители вышли с иском в суд о переносе срока расселения дома на более ранний период. Суды шли три года. В итоге в мае 2023 года жильцы всё-таки получили решение — о расселении до конца 2023 года. И вот конец года через две недели, но люди до сих пор живут в своих квартирах.
— К нам приходила комиссия делать оценку недвижимости. Сказали, что в январе пригласят нас на беседу. Но в первую очередь будут разбираться с собственниками квартир, потом уже с нами — нанимателями. А у нас из 12 квартир четыре в соцнайме — это муниципальное жилье. Когда по факту дойдет до расселения, вообще не понятно, — недоумевают люди.
Что говорят власти
Мы запросили комментарий по ситуации в мэрии Ярославля.
— Дом № 7 по улице Кавказской 8 июля 2016 года был признан аварийным и подлежащим сносу. Расселяется в рамках региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019–2025 годы. Подлежит расселению 12 жилых помещений, в том числе, восемь жилых помещений в собственности граждан, четыре жилых помещения по договорам социального найма. До конца 2023 года будет получен отчет об оценке изымаемого имущества, выдача проектов соглашений собственникам жилых помещений — январь 2024 года. В случае, если соглашения будут достигнуты, то выплата возмещения собственникам запланирована в 2024 году. Для граждан, проживающих по договорам социального найма, планируется предоставление квартир после завершения строительства дома на улице Колышкина в 2024 году. В настоящее время муниципальный контракт на строительство дома находится в стадии подписания, — пояснили в департаменте градостроительства мэрии.
По информации мэрии Ярославля, в 2023 году в Ярославле было расселено 4,5 тысячи квадратных метров аварийного жилья. В 2024 году запланировано расселить больше опасных домов: 13,6 тысячи квадратных метров.
Жильцы дома на Кавказской признались, что не хотят переселяться на улицу Колышкина. Им бы хотелось остаться в своем районе. Но шансов на это, похоже, нет. Есть у людей сомнения, что даже обещанный дом на улице Колышкина могут не успеть построить за год, как обещают власти. Сейчас люди намерены обратиться к судебным приставам, чтобы ускорить выполнение чиновниками их обещаний, а главное — решения суда.