Тема смерти и всего, что происходит с телом после, местами табуирована в России. Многие отказываются верить в метаморфозы, которые претерпевает человек во время своей гибели. В памяти остается лишь последний вид ушедшего — его лицо в гробу. И даже этот вид становится для многих тяжелым, неузнаваемым.
Подготовкой тел к прощанию занимаются специалисты танатопрактики. Принято считать, что этим занимаются крепкие мужчины-санитары, однако есть среди представителей этой профессии и хрупкие девушки.
Жительница Ярославля Мария отучилась на танатопрактика. Она сталкивается со смертью каждый день. Мария поделилась своими мыслями о смерти. Далее — текст от первого лица.
«Девушка с кисточкой для макияжа»
У большинства есть устоявшиеся стереотипы о работниках морга, которые я ломаю: вот вы, например, какими представляете санитаров? Крепкий мужчина в окровавленном фартуке мясника с огромным ножом? Мы совершенно не такие. Обычная хрупкая девушка с пинцетом, кисточками для макияжа и другими приспособлениями для нашей работы. Ничего пугающего.
Если честно, я даже не мониторила рынок цен на услуги до обучения. Для меня было важно заниматься тем, чем хочется. А при определенном желании и стремлении можно достигнуть больших успехов в любой сфере.
Тема смерти с детства была чем-то таинственным, но совершенно не пугала. Еще в школе думала о том, чтобы поступить в Ярославскую медицинскую академию и далее на судмедэксперта. Но тогда как-то всё не сложилось, а эта мысль не оставляла меня много лет. И вот сейчас появилась возможность, от которой я не смогла отказаться. А чего бояться трупов? Они никакой угрозы уже не несут, ну кроме тех, что умерли от опасных вирусов, инфекций. Только за это стоит переживать. Но мы соблюдаем все условия безопасности при работе с такими телами.
Да и работу эту считаю благородной, ведь это очень важно, каким увидят и запомнят человека родственники и близкие, провожая в последний путь. Многие даже не предполагают, насколько большая работа была проделана, ведь они видят лишь окончательный результат.
Именно о профессии танатопрактика-бальзамировщика узнала несколько лет назад, это связано с тем, что как таковой специальности на данный момент не существует в трудовом кодексе.
«Завершение нашего жизненного пути»
Обычно все процедуры по предпохоронной подготовке тела выполнялись работниками морга, санитарами без специального образования. Ритуальная сфера меня давно интересовала, я всегда была в курсе всех новостей отрасли, следила за проходящими мероприятиями, а также известными личностями похоронной сферы, такими как Борис Якушин (сын Сергея Якушина, основателя Новосибирского крематория и Музея мировой погребальной культуры. — Прим. ред.), известный в наших кругах танатопрактик и руководитель похоронного бюро Екатерина Костылева. Близкие, кто меня хорошо знает, не были удивлены, многие из них поддержали. Понимали, насколько мне важно заниматься тем, к чему лежит душа, без оглядки на общественное мнение. За их поддержку хочу сказать отдельное спасибо! Были и те, кто не понял или просто не поверил.
Смерть неминуема. Осознание этого факта — непростое событие в жизни человека. Иногда, даже сталкиваясь с реальной смертью кого-то из близких, люди до конца не признают этого события. Они плачут, горюют и очень часто не могут иногда годами до конца принять этот факт.
Но смерть — это естественное завершение нашего жизненного пути. Она как будто говорит нам, живым: живите по-настоящему, дышите полной грудью, не откладывайте на потом то, что хочется сделать или сказать близким сейчас.
Как писал Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите»: «Ведь человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!»
А вы боитесь смерти?