Жительница Рыбинска Светлана Израилева год назад стала мамой. В новом для себя статусе она быстро поняла, что общество почему-то всегда давит на молодых мам и требует от них слишком многого. Особенно ее удивило, что самыми требовательными и безжалостными почти всегда становятся именно женщины. Светлана поделилась своими размышлениями о синдроме плохой матери и о том, почему он настигает мам.
Женщина с ребенком часто зависима и всегда уязвима. Ею легко управлять. На нее легко давить. Но главная печаль в том, что часто и стараться не нужно. Мы сами засаживаем себя похлеще любого абьюзера и тираним больнее манипуляторов.
Выделила для себя основные причины, которые влияют на меня и мое эмоциональное состояние.
1) Чувство вины и тревожности. Знакомы фразы?
— Ребенок такой, потому что ты…
— Вы опять болеете?
— Как еще не ходит?
— И что ты целый день делала?
— Надо кормить как можно дольше…
— До армии, что ли, кормить будешь…
— Вырастет эгоист, приучила к рукам, так делают ленивые мамы, забудь про себя.
Всё это нехитрые, но цепкие крючки, которые чувствительно бьют по материнской самооценке и вселяют беспокойство. Мне всегда интересно, почему чаще всего женщинам это говорят женщины?
Но еще больше вопросов, а почему я сама так легко погружаюсь в эту вину, примеряю на себя эти грязные халаты и соглашаюсь с этими категоричными заявлениями? Кто меня этому научил — быть виноватой?
Есть огромное количество внешних причин для того, чтобы нажать красную кнопку тревоги. Но штука в том, что эта кнопка внутри. И только ты решаешь, как реагировать — пропустить или взорваться.
2) Сравнение.
Еще один гадкий и всегда проигрышный прием. Я 100 раз обещала себе ни с кем не сравнивать Макса и всё равно невольно это делаю. Его ровесники уже ловко собирают пирамидки и гавкают на собак в книжках, а он сосредоточенно запихивает квадратное в круглое, а на вопрос «Где киса?» отправляется подворовывать еду у кошек.
— Максим, а давай алфавит учить? — говорю под впечатлением от чужих успехов.
— А давай! И сразу китайский, — одергиваю сама себя, когда обнаруживаю, что пристаю к ребенку в порыве педагогического энтузиазма.
Все дети разные. Все развиваются в своем ритме. Сравнивать своего ребенка и пытаться подогнать под другие настройки равно обесценивать его. Переживаешь, что твой малыш «не как все», — сходи к психологу. А если хочешь, чтобы он стал чемпионом по всему, то лучше сразу к психиатру.
3) Нездоровая жертвенность.
Позиция «я должна» у многих — и у меня тоже — выходит далеко за пределы объективных родительских обязанностей и несет прямую угрозу здоровью, а то и жизни.
4) Мои личные установки:
я должна больше успевать / мыть полы каждый день / готовить правильную еду /разбирать ячмень от проса;
я должна еще больше работать;
я должна думать только о ребенке;
я должна быть хорошей матерью.
Вот последнее — это как погоня борзых за искусственным кроликом. Чем быстрее бегут собаки, тем быстрее работает механизм. И ни одна из них никогда этого кролика не догонит. Выиграет та, которой удастся не свалиться с ног. Так и образ хорошей матери у каждого свой, но у невротичек типа меня он всегда недосягаемый. А к чему приводит гиперопека и выгорание, описано в тоннах медицинских трудов и криминальных хроник.
В этом году у меня было очень много «мы» и очень мало «я». Я бежала как могла, но кролик всё равно ускользал. В следующем году я должна бежать быстрее. Благо мне есть с кем себя сравнивать.
Согласны с автором?