Вадиму Трыкову 23 года. Из них 20 он вел обычную жизнь: окончил школу, год отучился в колледже, гулял с друзьями и мечтал о будущем. Всё изменилось 30 апреля 2019 года. В тот день у парня сначала заболел живот, потом потемнело в глазах. Он попал в больницу. Там у Вадима отнялись ноги. Он оказался прикован к постели.
Уже три года Вадим не ходит. Вместе с мамой Инной он живет в двухкомнатной квартире в ярославской Карачихе. Отец Вадима умер 16 лет назад. Денег на лекарства и реабилитацию семье не хватает. Продуктами и деньгами помогают фонды и друзья. Вадим редко гуляет: маме тяжело вывозить его из квартиры. Сейчас парень участвует в интернет-конкурсе, пытается выиграть коляску-вездеход. Мы съездили к Инне и Вадиму в гости — узнали, как они живут и о чем грезят.
Инна и Вадим живут на первом этаже трехэтажного домишки. Пандуса в подъезде нет (да и размеры лестницы не позволят установить даже самый миниатюрный). На площадке у двери — коляска. Одна из трех, которыми пользуется Вадим.
— Проходите. Мы с Вадимом вас ждали. Я купила свежие эклеры, — распахнула дверь Инна. — Только у нас не очень тут красиво. В одной комнате только успели ремонт сделать. Мы с Вадиком вместе делали, до того, как всё случилось.
Из крохотной прихожей мы прошли в гостиную. Вадим сидел в громоздком кресле-каталке и смотрел кулинарное шоу на YouTube. На стене позади него висели фотографии из здорового прошлого. Светлая гостиная была заставлена всевозможными комнатными цветами. Количество зелени нивелировалось на фоне гор медикаментов: катетеры, трубки, витамины, таблетки, бинты. Чего только не было в комнате.
— Что любишь смотреть? — спрашиваем.
— Диму Масленникова (российский видеоблогер, музыкант, автор-исполнитель и ресторатор. На видеохостинге YouTube публикует видеоролики в жанрах лайфхаки, охота за привидениями и экстрим-видео. — Прим. ред.), ролики, как кто-то что-то реставрирует или чинит. Но больше всего люблю готовку и кулинарные шоу, — улыбнулся Вадим.
Хотел работать в парке аттракционов
И Вадиму, и его маме навсегда запомнился день, когда ноги отказали. Настолько, что они запомнили почти каждую минуту. Парень планировал устроиться инструктором на Даманский остров, запускать карусели. Вадиму поплохело за пару дней до начала испытательного срока на новой работе.
— Я тогда жил один. 30 апреля я проснулся, ко мне приехала мама. Мы пообщались, она сделала мне сырники. Ей нужно было на работу в центр, я пошел ее провожать. Мы дошли до остановки, а автобус начал отъезжать. Я даже его догнал и постучал по стеклу, чтобы водитель остановился и мама смогла уехать. Потом ко мне приехала сестра. У меня начала болеть лопатка. Мы пообщались, она помассировала спину. Я поел суп и лег поспать. Но проснулся от сильной боли в животе. Она усиливалась. Позвонил маме, она сказала, чтобы я вызывал скорую. Из дома в карету скорой я вышел на своих ногах.
«В приемном отделении я сильно разнервничался. Резко встал и упал. Я не мог дышать»
В тот день Инна допоздна работала. Следующим утром она вместе с сестрой Вадима приехала в больницу с вещами.
— Нам сказали, что позовут доктора из реанимации. Мы удивились: «В смысле "из реанимации"?» Нас расспросили, какие у Вадика еще были симптомы. Врач пришел и сказал, что Вадик парализован. Он обездвижен, — вспоминает мама Инна.
За два месяца до этого избил знакомый
После этого Вадима перевозили из больницы в больницу. Диагноз страшный: «энцефаломиелит невыясненного генеза». В его случае энцефаломиелит привел к воспалению и атрофии шейного отдела спинного мозга. Из-за чего это началось, точно установить не смогли. Однако выдвинули предположение во время одного из обследований — болезнь могли спровоцировать травмы после избиения, которое случилось за два месяца до этого. На Вадима напал его знакомый.
— За два месяца до того, как Вадика парализовало, его сильно избили. Был сломан нос, он был весь в гематомах. Шею тогда не проверяли. По итогу у него атрофия спинного мозга на шейном участке. Скорее всего, был отек, он увеличивался и привел к такому результату, — объяснила Инна. — Молодой человек, который его побил, до этого побил другого парня. Его тоже парализовало. Я заявление не писала. Его должны были уже посадить за первое избиение. Понятно, что один срок другим не добавится, только хлопоты. Первый избитый парень еще память потерял. Этот уже вышел из тюрьмы, а по факту — двое парализованных из-за него. Он был пьяный.
Роковой случай с сыном Инна описала сухо. Сам Вадим назвал действия знакомого глупыми. Семья будто отпустила эту версию, заботясь лишь о том, как жить теперь.
Чиновники предложили в качестве реабилитации матрас
Первый месяц в больнице Вадим не мог самостоятельно дышать. Просто забыл, как это делать. Через полтора месяца у него начала едва двигаться правая рука. Прошел год, прежде чем Вадима выписали. Еще полтора месяца после выписки он провел дома с мамой, а потом — всё заново.
Вадиму резко стало хуже. Врачи подумали, что дело в пневмонии. Парень долго лежал в больнице, его лечили множеством антибиотиков. Ничего не помогало. А потом выяснилось, что у Вадима не пневмония, а камни в почках. На лечение этого недуга семья потратила год. Лишь спустя два года после того, как Вадима парализовало, он попал на первую реабилитацию.
— Туда Вадика привезли на авиационных носилках. Он только лежал. Обратно мы уезжали, а он уже сидел на переднем сиденье машины всю дорогу от Москвы до Ярославля и сказал: «Я бы еще проехал». Он настрадался очень много. То есть сейчас бы работать и работать над реабилитациями, потому что первое время было очень тяжелое, он очень много всего пережил. Сепсиса у него было два. Это боли страшные были. У него сейчас практически ко всем антибиотикам резистентность. Сейчас после реабилитации, после работы с логопедом стали лучше речь и дыхание. Мы стараемся, чтобы избавиться от трахеостомы, — рассказала Инна.
Трахеостома — это имитация искусственного дыхательного отверстия, которое расположено в горле человека. Она формируется для восстановления дыхания, механизм которого с ее появлением меняется.
Реабилитация в случае Вадима крайне важна. Благодаря постоянным тренировкам и упражнениям он может развить активность в руках, лучше разговаривать. Иными словами, стать подвижней, сделать свою жизнь более комфортной. Если с помощью реабилитации Вадим лучше станет двигать руками, он хочет стать волонтером. Он мечтает помогать в интернете людям с инвалидностью, поддерживать их.
Попадать на платные реабилитации Вадиму помогают благотворительные фонды. Лечение стоит огромных денег. Фонды могут оказать помощь лишь один раз в год. Других вариантов у Вадима нет: чиновники областного депздрава считают, что бесплатная реабилитация для Вадима противопоказана. А бесплатная государственная помощь для лечения — матрас.
Один раз семье деньгами помогло правительство — выделили 100 тысяч. На них Инна с Вадимом купили специальную кровать с регулировкой наклона и высоты.
Мечтает выиграть коляску-вездеход
Сейчас Вадим хочет выиграть в интернет-конкурсе особенную коляску: она беспрепятственно проезжает по любому бездорожью и сама поднимает человека по лестнице. Стоит такая больше 700 тысяч рублей. Парень бы стал чаще гулять, больше двигаться. А не ждать взаперти, когда соседи или друзья смогут вытащить его на улицу.
— Она как бы шагает по лестнице и поднимается так же. На ней очень удобно было бы. Тут [в Карачихе] речка рядом есть, но до нее так просто вот на этой [обычной] коляске маме не дотолкать меня. А та коляска, она с полным приводом, на каждое колесо по мотору. Она хорошо ездит по плохим дорогам, по снегу ездит, — улыбаясь, объяснил Вадим.
«Вадик за три года ни одной идеей так не загорался. Он живет мечтой о ней, об этой коляске»
Голосование заканчивается 18 мая. У Вадима есть все шансы выиграть. И каждый житель Ярославской области может ему в этом помочь. Вот группа, в которой проводится голосование. Когда администраторы одобрят вашу заявку, нужно лайкнуть вот этот пост.