Полгода назад в Ярославле власти обнесли дом с атлантами профлистом. За металлическими конструкциями, скрывающими ужасное состояние памятника архитектуры, — горы мусора, пивных бутылок и бычков. Неказистым забором дом огородили после того, как мы несколько раз писали о болезненном состоянии уникального здания.
Что изменилось с тех пор?
Как мы привлекли внимание к проблеме дома
25 октября 2020-го от дома с атлантами отвалились куски лепнины. Розаны рухнули на тротуар, но до них никому не было дела. Тогда мы успели подобрать два уцелевших кусочка. Части лепнины забрали в редакцию и предложили отдать их в департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области. Через пару дней чиновники сказали, что готовы принять у нас витые куски лепнины.
Договорились о встрече с сотрудниками департамента у дома Дунаева. На месте завязался следующий диалог:
— Мы всей редакцией переживаем за судьбу этого дома и розанов, в частности. Когда их прикрепят на фасад?
— Давайте сюда, он у вас один?
— Все три. Так когда здание начнут реставрировать?
— Сначала нужно разработать предмет охраны (выяснить, что именно нужно охранять. — Прим. ред.) и только потом можно приступать к реставрационным работам. Сейчас будут проводиться противоаварийные.
Нас эта фраза смутила. Ведь противоаварийные работы уже проводились. Атланты много лет стояли в лесах, а потом стали выглядеть еще хуже, чем до работ.
— Мы боимся, что особняк снова обнесут лесами и ничего не сделают. Сколько продлятся работы? Когда дом начнут восстанавливать?
— Вам пакет, в котором вы их, [розаны], принесли, отдать?
— Да нет, забирайте вместе с пакетом.
— Вот вам релиз, — протянули они нам файлик с бумагой. — Там всё написано про реставрацию, ремонт. Держите.
Замдиректора департамента имущественных и земельных отношений взяла пакет с розанами и зашла внутрь здания. Через пару секунд вышла уже без него.
— Спасибо, до свидания, — сказала она нам и ушла.
Спустя пару дней дом обнесли забором. А вот драгоценные розаны по прошествии полугода на фасад так и не прикрепили. Недавно от здания отвалилось еще несколько кусков лепнины. Они валяются среди пивных бутылок. И даже подобрать их теперь не представляется возможным.
Что изменилось?
Спустя семь месяцев после истории со спасением розанов мы вновь обратились в департамент охраны культурного наследия. Спросили, почему за столько времени ситуация с домом изменилась лишь в худшую сторону.
— Работы на памятнике может делать только лицензированная организация, а не сотрудники департамента. Когда будет новый собственник у объекта, в его адрес будут направлены документы. Собственник несет ответственность за памятник и любое недвижимое имущество, — ответили нам в департаменте.
Собственником здания в настоящий момент является фактически правительство Ярославской области. Вместо того чтобы проводить со зданием хоть какие-то работы за бюджетный счет, чиновники надеются, что найдется бизнесмен, кто обновит дом за свои деньги.
В ближайшее время здание выставят на продажу.
— В настоящее время принято решение о проведении торгов, чтобы в случае продажи новый собственник начал проведение восстановительных мероприятий на объекте. Стоимость объекта будет определена по результатам рыночной оценки, проводимой независимым оценщиком. Торги в настоящее время не объявлены, — заявили в департаменте.
Как вам решение властей?