Мэр Ярославля Евгений Урлашов отчитался о том, как исполняет свое предвыборное обещание о запрете на точечную застройку. Как оказалось, выполнить обещание куда сложнее чем писать его на лозунгах.
Обещание покончить с точечной застройкой было одним из ключевых пунктов предвыборной программы будущего мэра. Сегодня Евгений Урлашов вновь подтвердил, что не подписывал и не подпишет ни одного разрешения на уплотнительное строительство.
«Позиция мэрии в этом вопросе принципиальная – никаких новых адресов, никаких новых участков под точечную застройку мы отдавать не будем, – заявил градоначальник. – В течение 2012 года мы проанализировали все земельные участки, которые готовились к выставлению на аукцион, и все участки, которые несли признаки точечной застройки, нами были сняты с аукциона».
Между тем стройки в тесных уголках между жилыми домами, историческими зданиями и на территориях бывших зеленых зон продолжаются. Вся ответственность за это, по словам Евгения Урлашова, лежит на прежнем руководстве города. Старания мэрии отстоять интересы горожан разбиваются о несовершенное законодательство.
«Мы не можем не выдать разрешение на строительство, если проект прошел все согласования и государственную экспертизу, – говорит Евгений Урлашов. – У нас было несколько проигранных судов, когда застройщики забивают три сваи и оформляют как объект незавершенного строительства, либо этот проект нагружают договорами долевого участия. Мы предлагаем оплатить стоимость незавершенного строительства, перевести на себя договора долевого участия или выдать компенсацию жителям, которые вошли в эти договора. Но в этих случаях суды однозначно встают на позицию застройщиков».
Из слов мэра становится ясно, что в борьбе с точечной застройкой его ведомство идет по пути бессмысленного бодания с федеральным законодательством. При этом почему-то не берется в расчет тот факт, что строительная деятельность регламентируется в том числе и местными нормативными актами, например, такими как генеральный план и правила землепользования и застройки (ПЗЗ). По мнению независимых экспертов, эти документы требуют серьезного пересмотра. В частности, в действующем генплане количество парков, скверов и бульваров значительно меньше, чем требуется по федеральным нормам. Этот факт пока чиновников не волнует, и нет гарантии, что наступление на зеленые зоны не продолжится ради процветания точечной застройки.
По данным мэрии, в 2012 году в Ярославле введено в эксплуатацию 165 зданий: 26 торговых центров, 2 гостиницы, 1 детский сад, 11 объектов спортивно-оздоровительного назначения, 6 административных зданий. Площадь введенного жилья составляет 191 тысячу кв.м.
В прошлом году новая городская администрация инициировала поправки в ПЗЗ, в которых не прописаны минимальные и максимальные размеры земельных участков, отдаваемых под строительство. По мнению ряда экспертов, это значительно расширяет простор для уплотнительного строительства.
«В наших ПЗЗ прописан такой пункт: для каждой зоны минимальные и максимальные размеры земельных участков не устанавливаются и могут быть любыми. И, к сожалению, в измененных правилах это вновь повторено, – говорит заместитель председателя правления ярославского отделения Союза архитекторов России Аркадий Бобович. – Это может привести к незаконной точечной застройке. Скажем, выделяется земельный участок в существующем районе. Здесь нельзя разместить новое здание, но земля выделяется, здание размещается, люди терпят большие неудобства, возмущаются. Между тем правила утверждены, и они позволяют на любом по размерам участке построить здание любых размеров».
Таким образом, вставая собственной грудью против точечной застройки, Евгений Урлашов не делает ничего, чтобы покончить с этой практикой в будущем. Более того, при этом значительно расширяются просторы для действий строителей во всех уплотненных районах города.