Жилые дома в Ярославле становятся беспризорными. Управляющие компании безответственно относятся к своим обязанностям и практически не реагируют на обращения жильцов. В дело решила вмешаться антимонопольная служба. Сотрудники ведомства нашли в действиях и бездействиях УК преступления в сфере закона о защите конкуренции.
На этот раз в поле зрения антимонопольщиков попали две организации: ОАО «Управляющая компания №1» и ОАО «Управляющая организация многоквартирными домами Кировского района». На основании неоднократных жалоб областное УФАС возбудило дела в отношении этих компаний.
Люди жалуются на низкое качество коммунальных услуг и на то, что управляющие компании не реагируют на заявки по поводу экстренного ремонта. Ситуация еще более обострилась в период морозов: значительно увеличился поток жалоб на недостаточный обогрев в квартирах, но управляющие компании оставляют эти обращения без ответа.
Вот пример одной из жалоб, поступивших в УФАС на работу «Управляющей компании №1»:
«С начала отопительного сезона 29.09.2011 УК №1 не смогла обеспечить отопление в двух комнатах четырехкомнатной квартиры. В угловой комнате площадью 6,5 кв. м отапливалась одна батарея, но была холодной вторая батарея, в комнате 11,7 кв. м отопления не было вообще. Нами неоднократно подавались заявки в диспетчерскую службу ОАО УК №1. Отопление было подано 22.10.11, при этом батарея в угловой комнате до сих пор холодная. Мы направили претензию с требованием о перерасчете. Ответа до сих пор нет. Перерасчет не произведен, более того, в счете за октябрь 2011 за отопление взыскана дополнительная сумма в размере 69,91 рубля. Взимание платы за не оказанные услуги ущемляет мои интересы».
Помимо этого, УФАС стало известно, что коммунальщики не составляют акты о предоставлении услуг ненадлежащего качества. Оно и понятно, ведь такой акт является основанием для перерасчета платы и обращения в суд. В общем, права жильцов многоквартирных домов, находящихся под ответственностью кировского управдома и управляющей компании №1, регулярно нарушаются.
Но с проблемами сталкиваются не только клиенты этих компаний. Как рассказала жительница одной из хрущевок в Красноперекопском районе Мария Никитина, в начале зимы она обнаружила, что крыша ее дома похожа на решето.
«Я живу на самом верхнем этаже, – говорит Мария, – и дырявая крыша заставила меня волноваться. Я обратилась в управляющую компанию, но там сказали, что чинить крышу не будут, потому что она требует капитального ремонта. А денег на капитальный ремонт у них нет, эти деньги должны собирать жильцы дома. Я готова заплатить какую-то часть, но всю сумму, разумеется, не потяну. А соседи не беспокоятся и деньги вкладывать не собираются».
Кризис, в котором находится жилищно-коммунальное хозяйство, можно назвать структурным. С одной стороны, управляющим компаниям достался, мягко говоря, проблемный жилищный фонд. Его основу все еще составляют старые советские дома, построенные в середине прошлого века. Эти дома не предназначались для длительной эксплуатации, и теперь они попросту разваливаются. В неудовлетворительном состоянии находятся коммунальные сети. Тепло- и водоснабжение жилых домов то и дело прерывается, старые трубы лопаются и текут, объем необходимой работы здесь огромен.
С другой стороны, становится очевидной неспособность управляющих компаний профессионально и грамотно работать в этих условиях. Как заметил помощник главы департамента городского хозяйства Ярославля Алексей Яковлев, если бы состояние жилищного фонда соответствовало всем законам и нормам проживания, то тогда у нас было бы меньше проблем.
«Сейчас в сфере ЖКХ существует множество законодательных коллизий, – говорит Алексей Яковлев. – Дело в том, что перед населением главным поставщиком услуг являются управляющие компании. Но по факту они не производят коммунальные услуги. Грубо говоря, воду у нас предоставляет «Водоканал», тепло предоставляют генерирующие компании и так далее. Эти услуги поставляются по сетям, опять же не принадлежащим управляющим компаниям. Совокупность вот этих взаимоотношений зачастую приводит к тому, что коммунальные службы не в состоянии предоставить необходимую услугу. Но это не значит, что они белые и пушистые. Чаще всего проблемы возникают из-за их инертности и неумения качественно работать».
Добавим, что, несмотря на отвратительное качество услуг, предоставляемых жильцам домов, цены этих услуг продолжают неуклонно расти. Следующее повышение ожидается летом.