Вчера специалисты Летно-испытательного института имени Громова завершили серию натурных экспериментов для реконструкции обстоятельств крушения самолета Як-42, унесшего жизни 44 человек.
Результаты эксперимента подтверждают версию об ошибке пилота. Как пишет газета «Коммерсантъ», участники испытаний говорят, что, если бы этот пилот вообще устранился от управления, взлет прошел бы нормально.
Пилоты-испытатели ЛИИ имени Громова вчера дважды подняли в воздух Як-42 в подмосковном Жуковском, соблюдая все параметры рокового взлета 7 сентября в ярославском аэропорту Туношна. Пилот-испытатель, сидевший в левом кресле командира, имитируя действия своего погибшего коллеги из компании «Як-Сервис», во время разгона держал ноги на тормозных педалях. Одновременно ему приходилось оттягивать на себя штурвал, поднимая руль высоты машины в положение кабрирования. Отличие вчерашних полетов от пяти предыдущих было в том, что на этот раз к штурвальной колонке самолета был присоединен специальный прибор – динамометр, измеряющий усилия рук пилота.
Пока руль высоты находился в штатном для взлета Як-42Д положении – 5-6 градусов, усилия от пилота, как показал прибор, требовались совсем незначительные – всего в несколько килограммов. Иначе говоря, даже в неудобной позе, с ногами на педалях, летчик мог поддерживать правильную летную конфигурацию машины. Однако, как следовало из данных бортового самописца разбившегося самолета, его руль высоты еще во время разгона был отклонен сначала до 10 градусов, а перед отрывом от земли – и до 13 градусов. Для этого потребовались усилия в 64 килограмма. Удержать же руль высоты в положении 13 градусов пилоту удалось в течение нескольких секунд. Для того чтобы обеспечить требуемое усилие в 64 кг, испытателю пришлось что есть мочи давить на тормоза.
Разогнавшись и установив руль высоты в штатное положение 5 градусов, испытатели просто убрали руки и ноги с органов управления машины, как бы устранившись от пилотирования, и Як-42 уверенно поднялся в воздух, пишет «Ъ».