Древний Ярославль стал одной из локаций в игре «Смута» (12+). Большой проект российских разработчиков «Сайберия Нова» выпустили 4 апреля 2024 года. Профессиональные геймеры уже вовсю тестируют игру.
В основе сюжета лежат события истории Руси 1612 года — эпохи Смутного времени. Вот что пишут в описании проекта: «Россия, 1612 год, Смутное время. Страна разорена голодом и войнами. На трон рвутся самозванцы. В Кремле засел польский гарнизон. Казалось, надежды нет. Но в это тяжелейшее время всем Московским царством ценой огромных усилий собирались народные ополчения. Войско второго ополчения, под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, выдвинулось из Нижнего Новгорода на Москву. Мы последуем за ним вместе с молодым боярином Юрием Милославским».
Во время прохождения игрокам предстоит сражаться с людьми, дикими зверями, договариваться с враждебно настроенными персонажами и искать союзников.
— «Смута» — это история о преодолении гражданской войны. О том, как собрать страну, находящуюся на грани гибели. О людях, которые мучительно восстанавливают потерянные привычные ориентиры в жизни. О способности бывших противников забыть старые обиды и раздоры, договориться и простить друг друга ради выживания державы, — говорится в описании игры.
Основой игры стал исторический приключенческий роман: «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», опубликованный писателем и драматургом Михаилом Загоскиным в 1829 году. Он прославился в начале 1830 годов как автор первых в России исторических романов.
Одна из особенностей «Смуты»: локациями игры стали реально существующие или когда-либо существовавшие города. Среди них Москва, Ярославль, Смоленск, Нижний Новгород и другие.
В столице Золотого кольца главному герою придется пройти ряд квестов. Несколько из них: «Ярославские бандиты», «Помощь Григорию», «Конфликты у стрельцов», «Отряд лисовчиков».
Популярный российский летсплейщик и стример Дмитрий Куплинов уже протестировал игру, в основном отзываясь о ней положительно.
— Я напоминаю, что это первый опыт разработчиков такой крупной игры. Игру делали меньше двух лет. Игра обещается с долгой поддержкой, много чего доработают и доделают. Из того, что сегодня бросилось в глаза: то, что анимация в диалогах слабая и озвучка второстепенных NPC (неигровых персонажей. — Прим. ред.) очень слабая. А так: она не тормозит, в принципе 4к идет, — отозвался об игре Куплинов во время стрима на YouTube в день выхода игры 4 апреля.
Разработкой игры занималась новосибирская студия Cyberia Novа. В декабре 2021 года проект игры стал одним из победителей конкурса Института развития интернета (ИРИ) на создание национального контента. В июне 2023 года глава Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский в интервью РБК сообщал, что суммарно государство потратило на «Смуту» около полумиллиарда рублей.
Cyberia Nova была основана в Новосибирске в 2015 году. Первые несколько лет команда, по данным официального сайта студии, специализировалась на производстве сложных игровых прототипов, созданных на Unity и Unreal, и на графическом аутсорсе для таких международных компаний, как Wargaming Inc., Nikita Online, Creative Mobile, G5 и других. «Смута» — первый самостоятельный крупный проект компании. Сейчас в штате компании больше 40 специалистов.