
Для многих ярославцев экоактивисты с их борьбой за чистоту, раздельным сбором отходов и заботой о природе — пока еще параллельная реальность. Простому горожанину в череде собственных дел и проблем часто не до этого. Между тем мы предлагаем на минутку остановиться и посмотреть, чем живут люди, которые борются за чистоту нашей планеты. Какие у них мотивы? Что заставляет некоторых ярославцев вместо того, чтобы бросить пакет в мусоропровод, везти его на другой конец города — на переработку. Есть ли в этом какая-то выгода?
Искать ответы на эти вопросы мы отправились в так называемый Экоангар на улице Пожарского в Ярославле. Здесь группа волонтеров открыла пункт приема отходов. Нас встретил один из организаторов проекта — Андрей Акимов. Сам он по профессии юрист. Говорит, что темой экологии интересуется давно. Постепенно сам стал участвовать в субботниках, экоакциях.
«С макулатурой сдавали Конституцию»
Экоангар открылся весной 2020 года. Помещение активистам безвозмездно предоставила ярославская компания «Макраб», которая работает в сфере обращения с отходами. Сам ангар — достаточно любопытное место. Здесь помимо куч картона, бумаги, огромных пакетов с пластмассовыми крышками и бахилами, висит одежда, стоит обувь, есть полка с книгами, попадаются замысловатые арт-объекты и даже картины.

— А какие-то уникальные вещи вам приносили? — спрашиваем у Андрея Акимова.
— Золотых монет и старинных украшений, конечно, не попадалось. Но с макулатурой сдавали Конституцию СССР 1936 года, раритетные книжки, старые письма, разные изделия советской эпохи. Такие вещи мы обычно безвозмездно относим в комиссионки. Игрушки, одежду раздаем тем, кому нужно. Вот у нас полка с книгами, — показал Андрей Акимов на стеллаж. — Это своеобразный буккроссинг. Здесь можно оставить или, наоборот, бесплатно взять понравившуюся книгу. Некоторые вещи у нас забирают представители арт-пространств — они находят применение старым вещам.

Но основная масса вещей в Экоангаре — это обычный бытовой мусор. Правда, экоактивисты не любят это слово. Они предпочитают говорить более культурно — отходы.
— Наша основная задача — снизить нагрузку на полигон Скоково, уменьшить вред экологии за счет сокращения объемов отходов. И при этом запустить обратно в экономический оборот то, что еще можно спасти, так сказать, дать вторую жизнь — объясняет Андрей.

Суть работы Экоангара в том, что люди и организации сдают сюда вторсырье, а экоактивисты отправляют его на переработку (для изготовления новой продукции) или на утилизацию (то, что уже нельзя пустить в оборот).
— Мы начинали с пяти фракций (так экоактивисты называют разновидности отходов. — Прим. ред.). Сейчас принимаем уже 30. Основные из них — это стеклотара (бутылки, флаконы и другое), макулатура (картон, газеты, старые книги, журналы), пластик (более 10 видов), металл. Принимаем даже контейнеры из-под яиц и чеки, которые многие переработчики не берут из-за содержания пластиковых волокон. Но мы нашли предприятие, которое занимается их переработкой и создает на основе яичных решеток теплоизоляционный материал — эковату. С прошлого года начали забирать из медицинских учреждений бахилы — сдаем их предприятиям, которые в качестве вторсырья используют пленку, — рассказал Андрей.


Сейчас Экоангар сотрудничает в основном с шестью компаниями, которые принимают отходы. Причем большинство фирм — ярославские. У каждой специализация на своем виде вторсырья. Например, пенопласт используют в производстве бетонных блоков, строительного утеплителя. Пластик — для создания деталей уличной мебели. Старую обувь разделяют на части: из резиновой подошвы делают крошку, которая идет на изготовление покрытий для спортивных площадок, кожу отправляют на кожевенное производство, синтетику — на синтепоновый завод. Батарейки тоже обычно делят на составляющие. Из них используют лом черных металлов, цинк (отправляют на цинковые заводы), марганец (он нужен в химической промышленности). Но также в батарейках остаются части, которые пока нигде не востребованы, — их просто утилизируют.

— Один завод, как правило, не может все переработать. Он берет что-то одно, а остальные части передает дальше — кому-то другому, — объясняет Андрей.
Кроме того, находятся люди, которые делают из отходов арт-объекты, поделки, таким образом давая им шанс на вторую жизнь.



В месяц экоактивисты отправляют на переработку или утилизацию две-три тонны отходов. Андрей Акимов признает, что это капля в море. Но считает, что лучше хотя бы столько, чем вообще ничего. Тем более видна положительная динамика.

Сколько стоят отходы
Эковолонтеры говорят, что за какое-то вторсырье предприятия платят деньги, другие вещи можно сдать только бесплатно, за прием на утилизацию третьих приходится еще и доплачивать. К последним, например, относятся ртутные градусники, лампы. Поэтому, как заверяет Андрей, прибыли у Экоангара практически нет — получаемые доходы лишь покрывают расходы. А иногда и вовсе приходится просить помощи у донатеров. Например, на покупку мешков для сырья, на проведение каких-то акций.
— Я считаю, что можно зарабатывать на отдельных видах фракций, которые сейчас нужны экономике. Например, металл, картон, бумага, стекло. А вот пластик — проблемный материал. Существует множество его видов — с каждым нужно работать отдельно. Это сложно. Бизнес на нем не сделаешь. И это большая проблема планеты. Здесь пока возможна только волонтерская работа или поддержка государства. Сам по себе пластик в переработке не выгоден, — говорит Андрей.

У всех сотрудников Экоангара есть основная работа — кто-то медик, кто-то юрист, кто-то инженер, кто-то почтальон. В проекте они участвуют совершенно бесплатно.
— Что нас всех объединяет? — рассуждает Андрей Акимов. — Наверное, желание сделать мир лучше и стиль жизни, когда ты думаешь не только о сиюминутном и краткосрочном, но и о будущем, в котором жить нашим детям. О том, что полезного можно сделать здесь и сейчас.

Сейчас у проекта «Экоангар» пять активных участников. И еще две тысячи человек состоят в подписчиках в соцсетях.
— Мы, кроме того, что физически собираем отходы, стараемся заниматься пропагандой экологического образа мышления — читаем лекции, размещаем посты в соцсетях, создаем обучающие видеоролики. У нас есть добрые конкуренты, такие как «Ярэкомобиль», эколофт «Лувр», волонтеры «Добрых крышечек», есть чисто коммерческие предприятия. То есть ситуация в Ярославле не безнадежная. Мы надеемся, что этот список будет пополняться, — говорит Андрей.
Зачем люди приносят свой мусор на переработку
Сейчас Экоангар сотрудничает с образовательными учреждениями — они передают экоактивистам батарейки, крышки, картон, пэт-бутылки. Есть несколько кафе, медицинских учреждений, которые сдают сюда вторсырье. Также привозят отходы обычные люди, которые живут на Нефтестрое. Среди них есть и домохозяйки, и офисные работники, и госслужащие.
— Как думаете, что заставляет человека вместо того, чтобы выбросить мусор у своего дома, ехать к вам? — спросили мы.
— У каждого своя мотивация, — ответил Андрей. — Но основная мысль, мне кажется, у людей такова, что если они могут сделать что-то здесь и сейчас для мира, то нужно воспользоваться этой возможностью. У нас, например, мама с детьми участвует в проекте. Папа сначала не хотел. Он их просто привозил. Потом сам стал собирать отходы, приносить свои бутылки из-под пива. А потом и вовсе бросил пить. Здоровый и правильный образ жизни победил — теперь он волонтерит вместе с нами.

По словам Андрея, они стараются максимально облегчить задачу для тех людей, которые готовы привезти свой мусор на переработку. Главное требование — чтобы отходы были чистыми. Также экоактивисты просят рассортировать сырье по видам. А помочь произвести досортировку могут уже волонтеры в самом Экоангаре. Кстати, в этом деле экоактивистам очень нужны помощники — добровольной помощи экоактивисты всегда рады.
Кроме того, за некоторые сданные вещи можно получить деньги — если приносишь не меньше 5 килограммов чистых и сухих отходов.
— У нас два способа приема отходов. Первый — когда люди в любое удобное для них время приходят и оставляют свой мусор в контейнерах у входа в Экоангар, а мы его потом забираем, досортировываем — раскладываем по фракциям. Второй способ — прийти к нам в часы работы и сдать отходы за деньги по прайсу. Платно мы принимаем 20 фракций. Самое дорогое — это алюминиевые банки — 40 рублей за килограмм. Но те вещи, которые ничего не стоят на рынке переработки, мы принимаем бесплатно, — объяснил Андрей.

Что почем принимают в Экоангаре
Макулатура (картон, книги, тетради) — 4,5 рубля за кг;
макулатура (белая, офсетная бумага, архив) — 7,2 рубля за кг;
макулатура трубка (втулка) — 2,7 рубля за кг;
ПНД флаконы — 14,4 рубля за кг;
ПНД канистры — 18 рублей за кг;
пленка — 9–22,5 рубля за кг;
ПЭТ — 6,3–14,4 рубля за кг;
тетрапак — 1,4 рубля за кг;
полипропиленовые ведра — 8,1 рубля за кг;
полипропиленовые ящики — 6,3 рубля за кг;
пластиковые изделия — 2,7 рубля за кг;
металлолом черный — 7, 2 рубля за кг;
жестяная банка — 2,7 рубля за кг;
алюминиевая банка — 40,5 рубля за кг;
лом оргтехники — 3,6 рубля за кг;
стекло (бой) — 0,9 рубля за кг.

Участники экопроекта говорят, что они еще в начале пути. И, по сути, сами только открывают для себя мир вторичной переработки Ярославской области. При этом приятно удивлены, что отклик есть.

Сдаете ли вы мусор на переработку?