В Ярославской области остро стоит вопрос пополнения дорожного фонда и выделения субсидий для муниципальных образований на ремонт и содержание дорог. Где найти средства и как их распределить, решали в правительстве региона и на заседании комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству.
Депутат Евгений Сдвижков разработал поправку в закон «О дорожном фонде Ярославской области», в которой предложил направлять в фонд деньги, собранные в виде штрафов за нарушение Правил дорожного движения. По мнению Евгения Сдвижкова, искать дополнительные деньги в дорожный фонд жизненно необходимо, так как «в нынешних условиях ограниченного финансирования сроки ремонта дорог из года в год не соблюдаются, и накопившийся «недоремонт» за десятилетия составляет 98%».
Действительно состояние дорог, до 80% которых, по некоторым оценкам, не отвечает требованиям безопасности, – давняя головная боль в регионе. В условиях дефицита средств именно эта статья расходов вызвала едва ли не самые бурные обсуждения при принятии бюджета на нынешний и последующие годы. Однако автолюбители, главные «потерпевшие» от плохих дорог, говорят о том, что даже те дороги, что ремонтируются, ремонтируются некачественно, так что ремонта практически не видно, а деньги, что называется, просто уходят в песок.
В 2014 году объем дорожного фонда Ярославской области составит 4,32 млрд рублей. Около 700 млн рублей суммы предусмотрено на развитие и совершенствование сети дорог областного значения.
Тем не менее одновременно с повышением качества работ нужно искать дополнительные средства для пополнения дорожного фонда, чтобы кардинально исправить ситуацию с состоянием дорог в области. Что касается штрафов, то предложение депутата вызвало неоднозначную реакцию.
«Мы сегодня не Жар-птицу поймали, – возражал заместитель председателя думы Виктор Волончунас. – Этот источник уже учтен в бюджете и рассчитан на три года вперед. Вот если определить планку, а все что собрано дополнительно, направлять в дорожный фонд. Это было бы правильно».
Собственно, планка уже определена. Согласно проекту бюджета на 2014 год, эта сумма запланирована в размере 278 миллионов рублей. Но есть и резервы.
«До 50% штрафов ГИБДД пылятся на полках. Судебные приставы просто не справляются. ГИБДД может собирать в два-три раза больше», – уверен председатель комитета по законодательству Андрей Крутиков.
Грамотное распределение денег – еще один источник дополнительных средств для дорожного фонда. Например, многие депутатов уверены, что по крайней мере половина средств из этого источника должна поступать напрямую в муниципальные дорожные фонды.
В этом году на дорожное хозяйство в муниципальные образования предусматривается направить 1,45 миллиарда рублей. Дополнить этот объем средств органы местного самоуправления должны собственными средствами за счет местных бюджетов. Однако на практике денег в районах катастрофически не хватает. Начиная с нынешнего года в муниципальные дорожные фонды из областного бюджета направляется 391 миллион рублей отчислений от налоговых доходов по акцизам на нефтепродукты. Кроме того, в составе расходов дорожного фонда, утвержденного законом о бюджете, предусмотрены субсидии на дороги муниципальной собственности в сумме 1,062 миллиарда рублей. А это ни много ни мало четверть всех расходов.
По словам директора департамента дорожного хозяйства области Глеба Масленцева, из них 362 млн рублей пойдут на строительство и реконструкцию дорог, 100 миллионов – на завершение капитального ремонта Октябрьского моста через Волгу в Ярославле и 600 миллионов рублей на ремонт дорог муниципальной собственности, в том числе улично-дорожной сети и дворовых территорий.
Понятно, что в условиях непростой экономической ситуации, дефицита бюджета средств на то, чтобы хотя бы снизить остроту проблемы дорог в крае, не хватит. Поэтому на первый план выходит эффективность использования имеющихся денег. Однако усилия, направленные на это, пока не приносят плодов.