Средневзвешенная цена автомобиля в России только за первую половину 2020 года возросла до 1,676 тысячи рублей, что эквивалентно прибавке в 138 тысяч, — таковы данные компании «Автостат». Подорожание касается и отечественных автомобилей, например, в июле поднялась стоимость самой дешёвой модели России — базовой Lada Granta. А вот подержанные автомобили, наоборот, дешевеют.
Указанная в заголовке прибавка в 138 тысяч касается в том числе автомобилей дорогих и премиальных, а, например, отечественные модели поднялись в цене не так сильно — на 41 тысячу рублей. Теперь средневзвешенная цена «нашемарки» составляет 700 тысяч рублей.
Подорожание, связанное со скачком курсов валют в марте 2020 года, продолжается уже пять месяцев. Большинство производителей выбрало стратегию регулярного повышения цен на небольшие величины. Например, АВТОВАЗ переписал ценники почти на весь модельный ряд в июле (повышение на 5–9 тысяч рублей), и это уже четвёртая корректировка за год: до этого «Лады» дорожали в мае, апреле и январе 2020 года.
Так, например, Lada Granta в конце 2019 года стоила от 445 тысяч рублей, сейчас — от 471 тысячи, а её топовые комплектации приближаются к 700 тысячам рублей. Lada Vesta до январского подорожания стоила от 607 тысяч рублей, сейчас с учётом скидок её не купить дешевле 654 тысяч.
Похожая ситуация у иностранных конкурентов, скажем, Hyundai Solaris 1,6 в средней комплектации Comfort прошлой зимой стоил от 879 тысяч рублей, сейчас за рестайлинговую модель в такой же версии просят 926 тысяч (без учёта скидок).
Ещё сложнее приходится маркам без локализации производства, например, Suzuki Jimny только в июле подорожал на 50 тысяч рублей и стоит от 1,589 миллиона. Когда мы тестировали его зимой, минимальная цена составляла 1,44 миллиона.
И так — практически по всем моделям. Lada Niva (бывшая Chevrolet Niva) стоит сейчас от 726 тысяч рублей, UAZ Patriot — от 841 тысячи (версия «Классик»), обновлённая SKODA Rapid — от 829 тысяч, рестайлинговый Renault Kaptur — от 1,02 миллиона рублей, Toyota Camry от — 1,69 миллиона, Volkswagen Tiguan — от 1,659 миллиона и так далее.
Почти все производители предлагают дополнительные скидки, обычно привязанные к программе трейд-ин или льготным кредитам. Летом в России возобновились и программы господдержки «Первый/семейный автомобиль».
Рост цен существенно тормозит продажи автомобилей, которые по итогам полугодия упали на четверть. Кстати, это далеко не антирекорд, например, в первой половине 2015 года продажи снизились на 36%, в первой половине 2009 года — вдвое. Отчасти статистику этого года спас бурный март, когда россияне покупали автомобили впрок.
Ситуация на рынке остаётся депрессивной, и косвенным свидетельством этого является уход брендов, который, правда, пока не приобрёл массового характера. Но о сворачивании российского производства и продаж объявила японская марка Datsun, партнёр АВТОВАЗа, а General Motors вышел из доли в совместном предприятии, передав российской стороне права на выпуск Niva.
Есть и обратные примеры вроде попыток UzAuto Motors вернуть на российский рынок бюджетные модели Chevrolet, которые до этого она пыталась продавать под брендом Ravon.
Зато понемногу падает цена на подержанные автомобили, и за полгода, по данным «Автостата», она снизилась с 622 тысяч до 605 тысяч рублей. За эти деньги, например, можно купить и относительно свежий Solaris, и дизельный Renault Duster.
Сколько лет вы владеете нынешним автомобилем?
Кстати, при установке газобалонного оборудования теперь действует правительственная субсидия в 81 тысячу рублей. А в августе нас ждёт большая реформа ОСАГО.