С начала этого года произошло 125 ДТП с участием несовершеннолетних. Этот показатель вырос более чем на четверть по сравнению с теми же месяцами в минувшем году. Но самое тревожное, что резко повысилась тяжесть последствий «детских» аварий. На сегодня в дорожных происшествиях погибли семеро детей, что сразу на 75% больше, чем за этот же период прошлого года, и ранено 130 (+ 25%).
Почти 40% всех ДТП произошли с несовершеннолетними пешеходами. По сравнению с прошлым сезоном этот показатель вырос на 84%. Число раненных в этих авариях увеличилось на 80%. И самое главное, что половина «пешеходных» ДТП произошла по неосторожности самих детей. Они стали в три раза чаще нарушать правила. Вот один из типичных примеров того, как дети перебегают проезжую часть. Камера видеорегистратора сняла компанию школьников на Липовой горе.
В чем же причина такого количества ДТП с детьми? Казалось бы, сотрудники ГИБДД регулярно ведут разъяснительную работу в школах и даже детских садах. «В каждой школе и детсаду есть паспорт безопасности дорожного движения. Он представляет собой схемы с маршрутами, там отражены все безопасные подходы к образовательному учреждению: где можно переходить дорогу, где есть светофоры, где движется транспорт. Все эти паспорта также есть на сайтах школ, – рассказала инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдельного батальона ДПС ГИБДД по Ярославской области Татьяна Бушуева. – Кроме того, за каждой школой закреплен сотрудник Госавтоинспекции, который несколько раз в год обязательно проводит беседы и инструктажи по безопасному поведению на дорогах. Это делается в начале, в конце учебного года и перед каждыми каникулами. Также организуем работу и со взрослыми – проводим родительские собрания».
Однако только лишь усилий инспекторов ГИБДД явно недостаточно. По мнению специалистов, в первую очередь на дороге играют роль психологические особенности детей. «У них иначе устроено внимание: на уроке они послушали все, что им инспектор рассказал, покивали, а потом выбежали из класса и забыли. Они иначе оценивают дорожную ситуацию, не умеют прогнозировать поведение других участников дорожного движения», – пояснила Татьяна Бушуева.
Одним из немаловажных факторов является дурной пример одноклассников, а то и собственных родителей, которые также нарушают ПДД на глазах у детей. Ни один инспектор ГИБДД не сможет стать для ребенка более важным авторитетом, чем его родитель. А если папа или мама сами бегут на красный свет, таща за руку отпрыска, несложно догадаться, как он сам будет потом поступать.
Иногда помимо человеческих факторов есть и объективные причины детского дорожного травматизма. Это неудовлетворительное состояние улично-дорожной сети в районе образовательных организаций. Пешеходные переходы толком не обозначены, «лежачие полицейские» наполовину оторваны, освещение работает через раз, а зимой по обочинам такие сугробы, что за ними слона можно не заметить, не то что ребенка.
В общем, однозначного ответа на вопрос «Почему на дорогах гибнут дети?», пожалуй, нет. Так сказать, виноваты все. А, значит, и решать эту проблему должны не только сотрудники ГИБДД, школьные учителя или водители. В первую очередь о безопасности своих детей должны вспомнить их родители.