После глобального апрельского повышения тарифов на полисы обязательного автострахования ситуация с выдачей ОСАГО в Ярославле вроде бы стабилизировалась. Исчезли очереди, необоснованные отказы и даже деньги за навязанные допуслуги несложно вернуть. Однако рано расслабились господа автомобилисты. На рынке «автогражданки» появилась новая проблема – отказы в страховании начинающих водителей.
Как стало известно Auto.76.ru, подобная ситуация, в частности, сложилась в ярославском филиале страховой компании «Югория». «Я уже являюсь их клиентом, страховался в прошлом году. На днях поехал продлить полис ОСАГО, но мне вдруг отказали, ссылаясь на то, что мой стаж вождения меньше трех лет, – рассказал автомобилист Сергей Журавлев (имя изменено). – Предложили либо обратиться в другую страховую, либо вписать в полис дополнительного водителя с бОльшим стажем. На стоимость это все равно не повлияет».
По мнению автоюриста Людмилы Шумиловой, столь странная позиция страховщика объясняется тем, что неопытные водители представляют группу риска. Они чаще совершают ДТП и приносят больше убытков компании, продавшей им полис. Собственно, то же самое нам подтвердили и в самой «Югории». По данным, основанным на количестве выплат, получается, что новичок за рулем для страховщика невыгоден. Даже несмотря на то, что стоимость полиса будет для него выше, чем для шофера со стажем.
«ОСАГО продолжает оставаться убыточным абсолютно для всех компаний. Если полис для клиента подорожал в среднем вдвое, то лимиты выплат по страховым случаям увеличились чуть ли не в геометрической прогрессии – к примеру, по "железу" они выросли со 120 тысяч рублей на всех участников ДТП до 400 тысяч на каждого», – подчеркнула главный бухгалтер ярославского отделения страховой компании «Югория» Татьяна Кряжева.
Между тем слова страховщиков почему-то расходятся с данными ГИБДД, согласно которым доля аварий, совершенных малоопытными водителями, не так уж и велика в общем объеме ДТП. А в этом году «чайники» и вовсе стали примерными участниками дорожного движения. Гораздо чаще (более 45% случаев) виновниками дорожных происшествий становятся автолюбители со стажем более 15 лет.
Как бы то ни было, описанные действия страховщика незаконны. «ОСАГО является обязательным видом страхования, поэтому все компании, участвующие в программе "автогражданки", не имеют права отказать в продаже полиса, – уверяет юрист Людмила Шумилова. – Если это произошло, требуйте письменного отказа или объяснения причин, по которым невозможно заключить договор ОСАГО. Либо снимите факт непредоставления услуги на видео. Либо привлекайте свидетелей, которые согласятся подтвердить факт отказа в страховании. После этого вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, а также сообщить о нарушении через интернет-приемную Центробанка».
Стоит добавить, что, если до повышения тарифов в офисах страховых компаний царил невероятный ажиотаж, сейчас – тишина и спокойствие. Спрос на «автогражданку» резко упал. И одна из причин этого затишья в том, что с ростом цен на обязательное страхование страну наводнили «липовые» полисы. «На данный момент мы отлично знаем, что количество "левых" полисов на рынке возросло примерно на 80%. Причем, даже по данным ГИБДД при дорожно-транспортных происшествиях сейчас 20% полисов – "левые". Если мы возьмем, например, 2014 год, то, по данным той же ГИБДД, количество фейка не превышало 5%», – отмечает руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.
Причем в большинстве случае автовладельцы сознательно покупают поддельные полисы – исключительно для того, чтобы предъявлять эту бумагу сотрудникам ГИБДД. А в случае ДТП надеются как-нибудь разрулить ситуацию с пострадавшей стороной.