Вчера Банк России ограничил действие лицензии ООО «Росгосстрах» на выдачу полисов «автогражданки». Это означает, что страховщик не имеет права выдавать новые полисы ОСАГО, однако обязан нести ответственность и производить выплаты по уже проданным.
Как сообщает пресс-служба Центробанка, такое наказание «Росгосстрах» понес за все нарушения, выявленные регулятором. Это и навязывание дополнительных услуг при оформлении ОСАГО, и отказы в предоставлении законной скидки за безаварийную езду (коэффициент бонус-малус). Подобные действия страховщика носили массовый характер во многих регионах, включая Ярославскую область.
С 1 апреля по 25 мая в Банк России поступило более 2300 жалоб от граждан на действия «Росгосстраха» при заключении договоров ОСАГО. С начала года компании было выдано 385 предписаний от Центробанка.
Теперь «Росгосстраху» запрещено заключать новые договоры на оформление ОСАГО в течение полугода. Руководство ЦБ рассчитывает, что за это время страховщик сможет «стабилизировать работу с потребителями» и тогда запрет будет снят. «Как быстро уладится ситуация, я не могу сделать точный прогноз. Наша мера введена на шесть месяцев – это максимальный срок, который допустим по законодательству. Мы очень надеемся, что «Росгосстрах» в самое ближайшее время примет все меры, чтобы изменить бизнес-модель и качество взаимоотношений с потребителями», – пояснил курирующий рынок страхования заместитель главы ЦБ Владимир Чистюхин.
Что же делать клиентам РГС, которые уже приобрели полис в этой компании? По закону, страховая организация обязана принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять все обязательства по ранее заключенным договорам. Как это будет выглядеть в реальности – сказать сложно.
«Если Центробанк заморозит лицензию не на пару недель, а хотя бы на несколько месяцев, у «Росгосстраха» серьезно упадут прибыли. А поскольку рассчитываться по страховым случаям надо, компания может занижать выплаты, – опасается технический эксперт и координатор проекта «Автопортал76» Максим Малкин. – Впрочем, она их и так всегда занижала и делает это до сих пор. В таком случае нужно обратиться к независимому специалисту, провести оценку ущерба и подать иск в суд. Практически 100% подобных дел решаются в пользу клиента».
В целом Малкин уверен, что подобные санкции в отношении самого крупного игрока страхового рынка должны положительно сказаться на ситуации с автострахованием. Это серьезный прецедент для нашей страны, который послужит примером для других недобросовестных компаний. С ним согласен и ярославский автоюрист Антон Фролов.
«Думаю, что это «показательная казнь» самого крупного страховщика, чтобы припугнуть более мелких. Если «Росгосстрах» не выполнит условия ЦБ и не исправит все нарушения, приостановленную лицензию окончательно отзовут. А остаться на рынке страховых услуг, не продавая полисы ОСАГО, страховщику тоже никто не даст, это просто незаконно. Да и сам «Росгосстрах» добровольно не оставит такой огромный финансовый сектор, как автострахование. Думаю, что в ближайшее время компания выполнит хотя бы часть предписаний и им вновь разрешат продавать полисы», – уверен Антон Всеволодович.
В самом «Росгосстрахе» ситуацию пока никак не комментируют. По словам ярославских автомобилистов, сегодня компания продолжает работать в стандартном режиме и продает полисы ОСАГО, ссылаясь на то, что пока что никаких официальных документов от ЦБ к ним не поступало. Отметим, что решение регулятора вступает в силу со дня его опубликования в «Вестнике Банка России». Приказ опубликован сегодня.
Внимание!
Банк России обязуется контролировать осуществление страховщиком выплат по ОСАГО. В случае возникновения проблем с получением страховой выплаты в «Росгосстрахе» ЦБ рекомендует обращаться с жалобой в собственную Службу по защите прав потребителей. Обращение можно направить в электронном виде через интернет-приемную по адресу Cbr.ru. Сюда же можно жаловаться на трудности с приобретением полисов ОСАГО в других страховых компаниях.