Ограничить максимальную скорость, запретить перевозить пассажиров на мотоциклах и еще несколько ограничений предложено ввести для новичков за рулем. По мнению ГИБДД, такие меры позволят снизить аварийность на дорогах, так как по вине неопытных водителей в 2014 году произошло почти 40 тысяч ДТП, и это число продолжает увеличиваться. К чему готовиться курсантам ярославских автошкол, читайте в материале Auto.76.ru.
Как было раньше
Идея ограничить возможности начинающим водителям не нова. Подобная практика была распространена в СССР. Советские новички не имели права передвигаться быстрее чем 70 км/ч по любым категориям дорог. Не могли перевозить в автомобиле более одного пассажира. А самое главное – не имели права управлять автомобилем ночью. И все это – в условиях, когда не существовало такого понятия как пробки, возможности самих автомобилей также были ограниченными, а пешеходы еще хоть как-то соблюдали правила.
Современная молодежь зачастую имеет возможность в виде первого автомобиля купить спортивный болид. Да и обычные малолитражки совсем не чета советским «Москвичам», «Запорожцам» и «Волгам» – не имея достаточных навыков, попасть в ДТП в первый же день не составит никакого труда, несмотря на множество электронных помощников.
Однако все ограничения, которые введены для новичков сегодня, – это рекомендация иметь наклейку на лобовом стекле. По мнению авторов ПДД, это позволяет другим водителям быть особенно внимательными к действиям новичков. Кстати, за отсутствие такой наклейки наказания не предусмотрено.
Как у них?
США. На родине демократии и толерантности водительское удостоверение можно получить в 15 лет. Правда, действовать оно будет только на определенном маршруте. То есть в школу или колледж ездить на папином «Мустанге» – пожалуйста, но в другой город уже не уехать. Также в США принята система поэтапного получения полноценного водительского удостоверения. Для начала водителю запретят пользоваться за рулем любыми мобильными гаджетами, перевозить пассажиров моложе 20 лет и без сопровождения взрослых управлять автомобилем ночью. После определенного срока без нарушений ограничения будут сниматься. Безусловно, алкоголь в крови подростка не допускается вообще.
Таким нехитрым способом в одной только Калифорнии удалось добиться снижения аварийности на 30%.
Европа. Автомобиль с двигателем от 150 л. с. скоро станет привилегией только опытных водителей. Новичкам предлагается совершенствовать свои навыки на малолитражках и также только днем. Во всем остальном – точная копия американской практики.
Есть ли смысл?
«Я занимаюсь «дообучением» курсантов после автошкол, – рассказал инструктор контраварийного вождения Андрей Тарасов. – И почти во всех случаях вижу со стороны новоиспеченных водителей полное непонимание тех процессов, которые могут привести к аварии или потере управления. В автошколах чаще всего учат не как водить автомобиль, а как успешно сдать экзамен. Поэтому ограничение вводить нужно, но основной упор сделать именно на качественном образовании».
По словам Тарасова, в Норвегии, во время экзамена инспектор оценивает не только навыки включения поворотника и умение пользоваться сцеплением, но и следит за движениями глаз водителя. Оценивается насколько водитель часто смотрит в зеркала, как умеет оценивать ситуацию на дороге и прочие параметры. Сам экзамен продолжается почти час, в течение которого водитель должен продемонстрировать вождение в условиях города, пробок, трассы и умение парковаться не среди конусов, а на обычных городских парковках.
«Проект закона необходимо будет очень тщательно проработать, – считает правозащитник Константин Калинин. – Иначе возникает сразу ряд вопросов. Как новичка будет распознавать инспектор – с помощью наклейки на лобовом стекле? А если автомобилем пользуются несколько водителей? То же самое касается и камер фиксации. Если за руль автомобиля с наклейками сядет опытный водитель, то он автоматически будет оштрафован с помощью таких камер, а со стороны инспекторов к нему обеспечено повышенное внимание».
Мнение против
На многочисленных форумах, где идею ГИБДД в последнее время очень активно обсуждают, без ответа остается еще ряд вопросов. К примеру, как быть с теми, кто права получил давно, но реального опыта вождения не было? Получается, что формально такие водители считаются опытными и им разрешено все. Понятно, что ни о какой безопасности не может идти речи, когда опыт водителя считается исключительно по дате выдачи прав. В то же самое время многие водители с первого дня очень активно передвигаются за рулем и уже через несколько месяцев способны адекватно оценивать все риски и успешно избегают большинства непростых дорожных ситуаций.
Альтернативой ограничения прав новичкам предлагается идея ограничивать в правах тех, кто уже допустил ДТП или имеет множество штрафов. Превысил скорость на 60 км/ч – изволь следующий год ездить исключительно в рамках знаков, иначе – двукратный штраф или приостановления действия водительского удостоверения. Поблажки в виде бесплатных 20 км/ч, за которые не полагается штраф, для таких водителей также нужно отменить. Допустил ДТП в первый месяц после получения прав – штраф автошколе и максимальные ограничения самому водителю. Купил Porshe в день экзамена – плати вместе с ОСАГО и транспортным налогом еще и дополнительные деньги за повышенный риск окружающим. Впрочем, новые тарифы ОСАГО на новичков и так действуют отрезвляюще.
Необходимость реформирования как системы обучения, так и ПДД назрела давно. Задача правительства заключается сегодня в том, чтобы защитить водителей от них самих же. Хочется только, чтобы к этому вопросу подошли с творчеством и максимально аккуратно, а не просто приняли очередные ограничения и бездумные запреты.