Сегодня депутаты муниципалитета обсудили на рабочем совещании систему платных стоянок в зоне ЮНЕСКО. Схема их размещения уже имеется, она разработана по поручению Департамента городского хозяйства. Согласно этому документу, уже осенью весь исторический центр города, включая пространство вдоль дорог, станет платным для желающих припарковаться.
О необходимости платных паркингов в центре Ярославля говорится давно, но только сегодня появилась первая рабочая схема, позволяющая четко определить, где именно будут расположены стоянки. Проект включает в себя два вида парковок – плоскостные (стояночные площадки) и вдоль дорог центральной части города. Напомним, что предложенная схема охватывает всю зону ЮНЕСКО.
«Предполагается размещение стационарных плоскостных парковок в районе речного вокзала, вблизи ярославской филармонии, на Красной площади – рядом с клубом «Горка», на площади Богоявления, рядом с Даманским островом и Свято-Преображенским монастырем, – рассказал зампредседателя муниципалитета Игорь Блохин. – А также вдоль проезжих частей дорог. Всего около 2700 парковочных мест. Везде будут установлены паркоматы, указатели, информационные стенды. В случае нарушения правил парковки машины будут эвакуировать. Кстати, парковки возле мэрии и Облдумы также станут платными».
По предварительным расчетам, один час парковки будет стоить 30 рублей. В документе говорится, что эта цена «исходит из объема автотрафика и численности населения города». Детально бизнес-модель еще не проработана, однако есть несколько основных вариантов реализации проекта.
Либо все расходы по установке паркоматов, организации стоянок и контролю за соблюдением правил возьмет на себя городская власть. На это потребуется ориентировочно от 150 до 200 млн рублей. Либо парковочный бизнес будет полностью отдан в частные руки на конкурсной основе, с отчислением в казну определенной части прибыли. Либо симбиоз этих двух вариантов – государственно-частное партнерство. При этом оборудование стояночных площадок власть готова отдать бизнесу, а вот организация более сложного вида парковок – вдоль дорог – останется под контролем города.
«Теперь, когда мы знаем, где конкретно будут парковочные места, можно будет просчитать все доходы, расходы, окупаемость, подумать о государственно-частном партнерстве, – добавил Игорь Вячеславович. – Но думаю, что пять месяцев – это максимальный срок, который нужно дать исполнительной власти, чтобы парковки в зоне ЮНЕСКО были организованы».
Таким образом, уже в сентябре ярославцам, чтобы оставить машину рядом с местом работы или зоной отдыха, придется заплатить. И вряд ли такое нововведение обрадует автовладельцев. Уже сейчас проект вызывает массу вопросов и споров. К примеру, как быть тем, кто живет в исторической части города? Смогут ли они поставить машину у дома бесплатно? Игорь Блохин заверил, что жители центра не пострадают.
«Во-первых, их не так много, во-вторых, никто из них не оставляет свои авто на дороге. И, в-третьих, парковка для резидентов тоже будет предусмотрена. Все законы и правила дорожного движения будут соблюдены. Возможно, будет реализован вариант, при котором стоянка в зоне ЮНЕСКО будет платной только в рабочие часы», – отметил депутат.
Несмотря на то, что большинство автомобилистов в целом инициативу введения платных парковок считают правильной, негодование вызвала ее ориентировочная стоимость – 30 рублей в час. Получается, что человеку, работающему в центре города, за день нужно будет потратить порядка 300 рублей, а за месяц семь–восемь тысяч.
«Причем, среди этих людей не только богатые бизнесмены и руководители, но и обычные рядовые сотрудники. Сумма, на мой взгляд, неподъемная. Даже если зарплата у человека 35–40 тысяч, ему придется только на парковку тратить до 25% своего дохода, – рассуждает ярославец Александр Щербаков. – Наверняка цель городских властей не только очистить город от стихийной парковки, но и пополнить дефицитный бюджет. Но при таких ценах на парковку автолюбители будут уклоняться от уплаты – заклеивать номера, ставить машины во дворах, оставлять их на границах зоны ЮНЕСКО, где начнется абсолютный бардак. Возможно, разумным выходом было бы установление более гуманных цен с возможностью приобретения абонемента, к примеру, в 1500 рублей в месяц. Тогда это будут реальные деньги, которые поступят в бюджет. Потому что с расценками в семь–восеь тысяч бюджет, скорее всего, получит ноль».
Остается надеяться, что до осени депутатам хватит времени прислушаться к мнению ярославцев и проработать проект платных парковок с учетом их замечаний.