Почти половина областных трасс на сегодня совершенно разрушены. Практически каждое шестое ДТП обусловлено неудовлетворительными дорожными условиями. А на содержание и ремонт дорог выделяется только четвертая часть от нормативного бюджета. Такие неутешительные сведения опубликовал Департамент дорожного хозяйства, представив проект ведомственной целевой программы по ремонту и сохранности региональных автодорог Ярославской области на 2015 год.
В настоящее время 67% (4260 км) автодорог регионального значения не соответствует нормативным требованиям. Из 333 мостовых сооружений 110 имеют неудовлетворительное состояние. При этом парк автомобилей в области увеличивается ежегодно почти на 5%. Стремительно растет и доля большегрузных автомобилей в общем транспортном потоке. Грузовые перевозки предъявляют повышенные требования к автомобильным дорогам: качеству покрытия, пропускной и несущей способности, которые уже не соответствуют современным нагрузкам, в результате чего покрытие автодорог и мостов интенсивно разрушается.
«Таким образом, существует тенденция к увеличению доли автомобильных дорог регионального значения, нуждающихся в ремонте. К 2020 году это может привести к 100%-ному износу объектов дорожного хозяйства области», – сообщают в департаменте дорожного хозяйства.
Уже сегодня полный износ имеют 2580 км (40%) автомобильных дорог регионального значения. В том числе составляющих опорную сеть области, таких как: Владимир–Переславль, Углич–Ростов, Ростов – Иваново – Нижний Новгород, Тутаев–Шопша, Ярославль–Тутаев и другие. По подсчетам специалистов, чтобы уменьшать долю разбитых автодорог всего на 1% в год, необходимо ежегодно ремонтировать не менее 68 км. На это потребуется примерно по 20 млн рублей.
Однако такими темпами вряд ли можно будет добиться заметного улучшения дорожной сети. Сохранность дорог во многом зависит от их круглогодичного содержания. Именно регулярное выполнение необходимых сезонных работ позволяет поддерживать магистрали в рабочем состоянии.
«В 2010 году уровень затрат, выделяемых на содержание дорог из областного бюджета, составлял только 18% от установленного норматива, в 2012 году – 21,7%, в 2015 году запланировано 25% от нормативных затрат», – говорится в отчете ДДХ.
Постоянное недофинансирование только увеличивает протяженность изношенных автодорог. Они рушатся прогрессирующими темпами, а стоимость их восстановления становится сопоставимой с ценой строительства новых дорог. Растет недовольство граждан, которые не могут получить своевременную медпомощь или отправить ребенка в школу. И, разумеется, разбитые дороги приводят к возникновению ДТП.
В условиях дефицита средств решено в первую очередь отремонтировать опорную сеть автодорог области. Это девять основных направлений: Ярославль–Рыбинск, Ярославль–Углич, Ярославль – Заячий Холм, Иваново – Писцово – Гаврилов-Ям – Ярославль, Данилов–Пошехонье, Углич–Ростов, Ярославль–Любим, Сергиев Посад – Калязин – Рыбинск – Череповец, Пречистое – Любим – Буй. До 2018 года планируется отремонтировать более 250 км перечисленных дорог. Требуемый объем средств на эти цели составит около 2,8 млрд рублей.