15 млн рублей бюджетных расходов ежегодно несет Ярославская область вместо 200 млн дополнительных поступлений. На днях члены комитета областной думы по градостроительству обсудили, что надо сделать, чтобы пункты весового контроля на дорогах региона начали приносить деньги в областной бюджет.
«70% областных дорог имеют ограничения по нагрузке – от тонны до четырех на ось автомобиля, и по массе – от четырех до 20 тонн. Из более чем 300 мостов региона 100 имеют ограничения до 10 тонн. По дорогам области ездит большегрузная техника, масса которой достигает 65 тонн. Это приводит к катастрофическому разрушению дорог общего пользования. Только за два года работы карьеров по добыче природных материалов было разрушено порядка 118 км дорог в семи муниципальных районах. На их восстановление надо будет потратить порядка 900 млн рублей», – констатировал директор департамента дорожного хозяйства Алексей Андронов.
Формально закон запрещает перевозку строительных материалов большегрузным транспортом без оформления специальных разрешений. Но, чтобы выявить нарушения, нужны посты весового контроля. На территории области оборудовано четыре стационарных поста плюс один мобильный в распоряжении дорожного департамента. Но проблема в том, что взвешивать-то транспорт дорожники имеют право, а вот останавливать машины, чтобы их взвесить и оформить протокол, могут только сотрудники ГИБДД.
С 2008 года они действительно дежурили на постах весового контроля вместе с дорожниками. И в областной бюджет поступало ежегодно до 40 млн рублей. Но после принятия нового закона о полиции службы УВД перешли в федеральное подчинение и перестали выставлять своих сотрудников на посты. Чтобы как-то исправить ситуацию, в этом году сотрудники ГИБДД по договоренности с департаментом отработали 100 часов по скользящему графику, что позволило получить в бюджет почти 1,5 млн рублей компенсации.
Тем не менее руководство областного УМВД не считает целесообразным направлять своих сотрудников на посты весового контроля.
«Я не считаю, что эти предложения идут в ногу со временем. Сегодня есть рекомендация правительства РФ о переводе постов в автоматический режим. Когда заявляют о сумме ущерба, не поступившей в бюджет – это гражданские правоотношения, и ничто не мешает заниматься возмещением гражданского ущерба, – подчеркнул начальник областного ГИБДД Андрей Сироткин. – Проезд зафиксирован, транспорт зафиксирован, номер зафиксирован. От того, что в момент проезда транспортного средства на посту появится сотрудник ГИБДД, гражданский ущерб все равно никто не возместит. Кроме того, сегодня транспортная ситуация в области такова, что, усиливая какое-то одно направление, мы неизбежно потеряем в другом».
Однако сложность в том, что пока нет программного обеспечения, чтобы оборудование могло одновременно и фиксировать транспорт и выписывать предписания на оплату за превышение весовых норм. Более того, нет и нормативной базы, которая бы сделала работу такого программного обеспечения законным. Выходит, что областной бюджет ежегодно выделяет 15 млн рублей на обслуживание пунктов весового контроля, а дохода от их деятельность не получает.
Председатель комитета по аграрной политике Алексей Окладников предложил вообще отменить эту статью расходов. Однако делать этого нельзя, иначе будет потеряно оборудование. Пока что дорожники просто ведут мониторинг и хотя бы имеют представление, сколько транспорта и куда идет.
«Это могло бы стать одним из источников пополнения дорожного фонда нашей области, который сегодня трещит по всем швам. Если бы нормально наладили эту работу, мы могли бы дополнительно получать в дорожный фонд, по моим скромным подсчетам, порядка 200 млн рублей, – добавил председатель комитета по градостроительству Николай Бирук. – Создали материальную базу, затратили бюджетные деньги на пункты весового контроля, оборудовали их компьютерной техникой, камерами наблюдения. И получается, что сегодня 45 человек занимаются только фиксацией прохождения автомобилей и сторожат пункты весового контроля. Наша задача найти способ, как эти деньги, которые мы с вами упускаем, привлечь в дорожный фонд. Например, в соседней Костромской области показатели значительно выше, чем ярославские».
По итогам совещания депутаты решили рекомендовать ГИБДД все-таки наладить совместную работу с дорожным департаментом по организации дежурства на постах весового контроля. Областному правительству рекомендовано изучить опыт регионов, а сами парламентарии займутся подготовкой обращения в правительство РФ, чтобы попытаться через федерацию разрешить законодательные нестыковки.