Водителям-мигрантам дали отсрочку. Запрет на осуществление пассажирских перевозок лицами с международными правами отодвинули на полгода – до 9 мая. Таким образом, иностранным рабочим дали время на переобучение и сдачу экзаменов в ГИБДД для получения прав российского образца. Однако ярославские работодатели особой радости от такой временной поблажки не испытывают.
Первые попытки водителей-мигрантов сдать теоретический экзамен в областной Госавтоинспекции потерпели крах. Об этом мы писали ранее здесь. Если бы не отсрочка, более двухсот водителей разом пришлось бы снять с городских и пригородных маршрутов. Гастарбайтеры потеряли бы работу, а наши пассажиры – кучу времени в ожидании общественного транспорта. Однако государство официально разрешило иностранцам перевозить пассажиров до 9 мая 2014 года. А параллельно мигранты должны пройти обучение в автошколах и сдать экзамен в ГИБДД. Мы обзвонили несколько ярославских автошкол, но ни в одной из них нет заявок от городских автотранспортных предприятий на переобучение водителей-мигрантов. Специалисты полагают, что крупным компаниям это не нужно. А мелким – не под силу.
«Был у меня опыт приема на работу иностранца, – рассказывает руководитель НП «Автопарк» Михаил Журавлев. – Очень много налогов необходимо платить за иностранца, еще сложнее процедуры оформления. Получается – берешь одного работника, а тратишь на него время как на десятерых. Еще одна особенность: когда им нужно, они прекрасно понимают русский язык, а когда им не нужно, они сразу перестают понимать нашу речь. Ну и уровень подготовки водителей, которые к нам приезжают, он низкий, честно сказать. И доверять таким водителям пассажиров я, например, не готов».
Действительно, крупные автотранспортные предприятия региона стараются обойтись без услуг иностранных рабочих. Вот и в ПАТП-1 работают только граждане России. Но даже здесь при стабильном соцпакете кадровики жалуются на большую текучку, а уж на частников местные водители-профессионалы и вовсе не хотят работать. Приходится индивидуальным предпринимателям закрывать глаза и на международные права и на незнание русского языка.
«Водителей в регионе не хватает, и мелким предпринимателям зачастую приходится использовать дешевую иностранную рабочую силу, – говорит начальник управления государственного автодорожного надзора по ЯО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Олег Харламов. – Но заниматься подготовкой водительского состава они не очень хотят, оплатить обучение группы водителей – это же денег больших стоит».
Вот и заявок на пересдачу экзаменов в ГИБДД от водителей-мигрантов единицы, и наплыва в ближайшее время не предвидится. Получается, что шестимесячную передышку большинство ярославских предпринимателей восприняли не как возможность переобучить кадры, а как способ на время отложить грядущие проблемы.
Статья 12.32.1 КоАП РФ вводит для работодателей административную ответственность за выпуск на линию водителя, не имеющего российского национального водительского удостоверения, в виде административного штрафа в размере 50 тысяч рублей.